Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Мучаева М.Н.
членов Президиума Сангаджиева А.В., Куликовой Н.В., Пюрвеевой А.А. и Утунова Е.Н.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску М. к МВД по Республике Калмыкия, МВД России, УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице Ликвидационной комиссии о признании незаконными действий, связанных с дальнейшим прохождением службы в органах внутренних дел, переданное в Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия определением судьи Сангаджиевой Б.Т. от 21 апреля 2017 года по кассационной жалобе представителя МВД по Республике Калмыкия Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т. об обстоятельствах дела, объяснения представителей ответчиков - МВД России О. и МВД по РК М.Д., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения истца М., проверив материалы дела, Президиум,
установил:
М. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. До издания Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" он исполнял обязанности начальника территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России (далее УФМС России) по Астраханской области и Республике Калмыкия в *** районе. В соответствии с пунктами 1-3 данного Указа Федеральная миграционная служба России упразднена и ее правопреемником определено Министерство внутренних дел России. Считал, что фактически произошла не ликвидация ФМС России как юридического лица, а его реорганизация в форме присоединения, так как основные функции ФМС России переданы созданным в системе МВД России подразделениям по вопросам миграции. При передаче полномочий и штатной численности к МВД России ему должны были предложить и в случае согласия назначить на соответствующую должность в созданных подразделениях, то есть начальника миграционного пункта отделения полиции. При этом при назначении его на должность не подлежали учету требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Однако в приеме на службу в МВД по Республике Калмыкия ему незаконно отказано, хотя сокращения штатных единиц сотрудников не было. Просил признать незаконным отказ МВД по РК от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД России откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по РК провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по РК; обязать ликвидационную комиссию УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия при получении необходимых документов из МВД по РК провести соответствующие мероприятия по его откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по РК восстановить в должности начальника миграционного пункта отделения полиции Межрайонного отдела МВД России "***" с местом дислокации в пос. ***.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований М. к МВД по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказа в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия и возложении на МВД по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению М. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия отменено. Признан незаконным отказ МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N *** в зачислении М. в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказ в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия. На МВД по Республике Калмыкия возложена обязанность провести соответствующие мероприятия по зачислению М. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия. В остальной части решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года оставлено без изменения. Апелляционная жалоба М. удовлетворена частично.
17 февраля 2017 года в Верховный Суд Республики Калмыкия поступила кассационная жалоба представителя МВД по Республике Калмыкия Б. об отмене апелляционного определения в связи с существенным нарушением норм процессуального права. Указывает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание и не дал оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения данного спора.
Дело истребовано судом для проверки в кассационном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела допущены.
Отказывая М. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел в МВД по РК, суд первой инстанции исходил из того, что права истца оспариваемыми действиями ответчиков не нарушены, так как трудовые отношения с ним не прекращены, он находится в распоряжении УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия. С МВД по РК М. в трудовых отношениях не состоял, по квалификационным требованиям он не может претендовать на занятие руководящей должности начальника миграционного пункта.
Принимая решение по делу, суд апелляционной инстанции указал, что с упразднением Федеральной миграционной службы имеются основания считать срок прикомандирования М., как сотрудника органов внутренних дел, к федеральному органу исполнительному власти оконченным и поскольку функции указанного органа переданы МВД России без сокращения численности штата, а перед прикомандированием он проходил службу в МВД по Республике Калмыкия, истец, с учетом его согласия продолжить службу, подлежит зачислению в распоряжение именно данного территориального органа.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции не основаны на материалах дела, произведены с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
По смыслу указанной нормы решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Согласно пункту 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона.
Из подпункта 10.3 пункта 10 статьи 36 Закона следует, что руководителями (начальниками) территориальных органов, организаций, подразделений МВД России производится зачисление в распоряжение территориальных органов, организаций, подразделений МВД России сотрудников по окончании срока прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, непосредственно перед прикомандированием проходивших службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях. Зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом (пункт 11 Порядка).
В силу прямого указания приведенных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел продолжает проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение органа внутренних дел, перемещение сотрудника в распоряжение не свидетельствует о прекращении с ним служебных отношений и в этот период с ним могут производиться все юридически значимые действия, связанные как с увольнением, так и с дальнейшим прохождением службы.
Как следует из материалов дела, с марта 1993 г. М. был принят стажером по должности милиционера изолятора временного содержания *** районного отдела внутренних дел, с июня 1993 г. - милиционером-дежурным. С февраля 2000 г. истец состоял в должности инспектора отделения паспортно-визовой службы *** РОВД, с марта 2003 г. - начальником паспортно-визового отделения *** РОВД. С января 2006 г. М. занимал должность начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Калмыкия в *** районе, с марта 2016 г. - начальника территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в *** районе.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 г. N *** М. с 7 июля 2016 г. зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
Приказом МВД РФ от 21 ноября 2016 года N *** л/с майор внутренней службы М., прикомандированный к Федеральной миграционной службе (УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия) уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, М. сотрудником органов внутренних дел уже не являлся.
Копия приказа МВД РФ от 21 ноября 2016 года N *** была представлена суду апелляционной инстанции и приобщена к материалам дела. Однако судебная коллегия не дала оценки данному доказательству и оставила его без внимания.
Между тем, указанное обстоятельство имело существенное значение для правильного разрешения настоящего спора.
Изложенное свидетельствует о том, что суд апелляционной инстанции не определилвсе юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, не поставил их на обсуждение сторон, не предложил им представить соответствующие доказательства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм процессуального и материального права и материалы дела не позволяют вынести новое решение, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ считает, что обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует уточнить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать им надлежащую оценку и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия
постановил:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационную жалобу представителя МВД по Республике Калмыкия Б. удовлетворить частично.
Председательствующий М.Н. Мучаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.