Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Плешивцевой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Красновой М.В. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 15 ноября 2016 года N, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 марта 2017 года, вынесенные в отношении заведующей *** Красновой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 15 ноября 2016 года N, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 марта 2017 года, заведующая ***, Учреждение) Краснова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятисот рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Краснова М.В. просит постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 15 ноября 2016 года N 1358-16-02, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 марта 2017 года, вынесенные в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
В отзыве на жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области по доверенности Змачинская Е.В. просит указанные постановление административного органа и судебное решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения Красновой М.В., ее защитника по устному ходатайству Даниловой А.А., поддержавших доводы жалобы, мнение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Коваленко Е.В. и представителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области по доверенности Змачинской Е.В., возражающих против удовлетворения жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административное наказание.
Санитарные правила "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (СП 1.3.2322-08, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2008 года N 4) устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами III - IV групп (далее - ПБА III - IV групп или ПБА) - патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА. Санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, проводящих на территории Российской Федерации работы с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание ПБА III - IV групп.
Как усматривается из материалов дела, в период с 19 сентября 2016 года по 14 октября 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в отношении ГБУ " ***", расположенного по адресу: (адрес).
Основанием для привлечения заведующей *** Красновой М.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, послужили изложенные в акте проверки от 14 октября 2016 года N, протоколе об административном правонарушении от 08 ноября 2016 года N выводы об обнаружении проверкой 04 октября 2016 года следующих нарушений требований санитарного законодательства:
в микробиологических комнатах лабораторий ("заразная" зона) находятся холодильники со средами (нарушение пункта 2.3.7 СП 1.3.2322-08, согласно которому помещения лабораторий разделяют на "заразную" зону, где осуществляются манипуляции с ПБА III - IV групп и их хранение, и "чистую" зону, где не проводят работы с микроорганизмами и их хранение. В соответствии с данным пунктом помещение с холодильной камерой или холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов должно располагаться в "чистой" зоне лабораторий);
в помещении первичных посевов (в приемном отделении) в ламинарном боксе в емкость для дезинфекций инструментария и лабораторной посуды пипетки не полностью погружены в раствор дезинфицирующего средства (нарушение пункта 2.12.9 СП 1.3.2322-08);
в моечной, общей для всех лабораторий (чистая" зона) установлен автоклав - проводится убой ("заразная" зона), то есть размещение оборудования не обеспечивает поточность движения ПБА, нарушается разделение движения инфекционного и чистого материалов (нарушение пунктов 2.3.7, 2.3.5 СП 1.3.2322-08);
не проводится контроль работы автоклава, установленного в отделении приема материала, химическим методом (нарушение пункта 2.12.14 СП 1.3.2322-08).
Факт совершения должностным лицом Красновой М.В. административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, отвечающим требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, которым на основании всестороннего полного и объективного исследования всех обстоятельств дела с соблюдением правил статьи 26.11 КоАП РФ дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Довод жалобы о необоснованном вменении нарушения пункта 2.3.7 СП 1.3.2322-08, так как холодильные камеры в микробиологических комнатах лабораторий ("заразная" зона) не использовались для хранения питательных сред и диагностических препаратов; на момент проверки в них находились разведенные в колбах растворы, приготовленные к работе на этот день, а питательные среды (сухие смеси) хранятся в холодильных камерах других помещений "чистой" зоны отклоняется в связи со следующим.
Согласно показаниям должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Коваленко Е.В. в суде второй инстанции факт указанного нарушения пункта 2.3.7 СП 1.3.2322-08 выявлен 04 октября 2016 года около 16 часов 00 минут, то есть незадолго до окончания рабочего времени в Учреждении (16 часов 30 минут). При этом в микробиологических комнатах лабораторий ("заразная" зона) исследования не проводились, рабочие места были убраны. Тем не менее, запас питательных сред в большом количестве оставался в холодильниках названных комнат, то есть вопреки доводу жалобы - хранился, а не использовался для исследования в этот день. Ссылка в жалобе на то, что питательные среды в холодильниках были не в сухом, а в ином приготовленном к работе состоянии, ничем не подтверждена. Тем более, что данное обстоятельство правового значения по делу не имеет, так как из буквального текста пункта 2.3.7 СП 1.3.2322-08 не следует, что питательные среды и диагностические препараты в ином, нежели сухом состоянии могут храниться в "грязной" зоне лабораторий.
Кроме того, в материалах дела отсутствует какие-либо сведения о том, что Краснова М.В. в ходе проверки оспаривала факт данного нарушения. Из материалов дела следует, что ни при проведении проверки, ни в последующем документы, подтверждающие указанное ею в жалобе, об учете наличия питательных сред, их поступления и расхода представлены не были.
Доводы Красновой М.В. о том, что она не является надлежащим субъектом ответственности за выявленные проверкой указанные выше нарушения пунктов 2.3.5, 2.3.7, 2.12.9, 2.12.14 СП 1.3.2322-08 являются необоснованными.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом директора Учреждения от 28 февраля 2014 года Краснова М.В. назначена на должность заведующей ***.
Анализ должностных полномочий Красновой М.В. свидетельствует о том, что ее должность отнесена к категории руководителей.
Пунктом 4.2 СП 1.3.2322-08 установлено, что в организации, работающей с ПБА, создается комиссия по контролю соблюдения требований биологической безопасности.
Приказом директора Учреждения от 11 января 2016 года N 3 "О режиме работы с патологическим материалом, культурами возбудителей болезней и охране труда в лаборатории, ответственность по прекурсорам" создана режимная комиссия, членом которой является Краснова М.В. Указанная комиссия проводит внутренний аудит за соблюдением требований СП 1.3.2322-08 по всей лаборатории.
В должностной инструкции заведующей *** Красновой М.В. указано в пункте 2.15 - уведомлять директора Учреждения о выявленных несоответствиях требованиям санитарных и ветеринарного законодательства, в пункте 2.25 - соблюдать требования биологической безопасности.
Являясь членом комиссии, Краснова М.В. принимает участие в указанных проверках в лаборатории, в том числе осуществляет контроль за организацией убоя патологического материала в автоклаве (паровом стерилизаторе) бактериологической лаборатории, за работой персонала своего подразделения, доставляющего материал для обработки, порядка дезинфекции лабораторной посуды (пипеток).
Таким образом, заведующая отделом ВСЭ и диагностики ГБУ "Оренбургская областная ветеринарная лаборатория" Краснова М.В. является лицом, ответственным за выявленные проверкой нарушения в Учреждении пунктов 2.3.5, 2.3.7, 2.12.9, 2.12.14 СП 1.3.2322-08.
Содеянное Красновой М.В. с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ правильно квалифицировано по статье 6.3 КоАП РФ, поскольку ею как одним из руководителей Учреждения не были должным образом выполнены должностные обязанности по соблюдению указанных выше норм санитарного законодательства.
Административное наказание Красновой М.В. назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы принятие мер к устранению нарушений до составления протокола об административном правонарушении не освобождает виновное лицо от административной ответственности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица, решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 15 ноября 2016 года N 1358-16-02, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 марта 2017 года, вынесенные в отношении заведующей *** Красновой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Красновой М.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.