Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Самохиной Л.М.,
при секретаре Ширяевой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ДАА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) о включении в льготный стаж периодов работы в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 02 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) Алексеева Ю.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДАА обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 06 октября 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением начальника УПФР в г. Бугуруслане (межрайонное) N от 18 января 2017 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. В стаж не включен период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 26 мая 1988 г. по 15 июня 1990 г. продолжительностью 2 года 00 месяцев 20 дней.
С указанным решением не согласен, в связи с чем просил суд включить в льготный стаж вышеуказанный период прохождения срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР и обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию с момента его обращения - 06 октября 2016 года.
Решением суда исковые требования ДАА удовлетворены.
Суд постановил:обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) включить ДАА в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 26 мая 1988 г. по 15 июня 1990г. продолжительностью 2 (два)года 00 месяцев 20 дней, и назначить ему пенсию с 06 октября 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) в пользу ДАА в возмещение расходов по государственной пошлине *** руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит данное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
ДАА, надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п. 4 вышеназванного Положения время службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Данное постановление утратило силу с 01 октября 1993 г.
Материалами дела подтверждается, что ДАА в период с 26 мая 1988 г. по 15 июня 1990 г. проходил военную службу по призыву, с 12 мая 1993 г. по 01 сентября 2013г. работал мастером производственного обучения ***"), с 02 сентября 2013г. по 05 октября 2016г. учителем ***".
ДАА обратился в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением начальника УПФР в г. Бугуруслане (межрайонное) N от 18 января 2017 года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При этом, в специальный стаж не был зачтен период службы в составе вооруженных сил СССР по призыву с 26 мая 1988г. по 15 июня 1990г., продолжительностью 2 года 00 месяцев 20 дней.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что на момент прохождения истцом военной службы по призыву действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривающее возможность зачёта периода военной службы по призыву в специальный стаж.
Поскольку стаж работы истца на должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признанный ответчиком, составляет 23 года 03 месяца 25 дней, период военной службы истца подлежит включению в специальный стаж, поскольку соблюдается условие, предусмотренное пунктом 4 Положения.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пп. "м" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 ДАА проходил службу в рядах Советской армии с 26 мая 1988 г. по 15 июня 1990 г.
С 12 мая 1993г. он работал мастером производственного обучения ***. То есть осуществлял деятельность, которая не относилась к педагогической, а включалась в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение только если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
В силу абз.7 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Истец во время действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 не вправе был рассчитывать на включение в его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в Советской Армии, так как он не работал в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
Периоды его работы, в том числе в качестве мастера производственного обучения были зачтены в педагогический стаж на основании ныне действующего Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781.
Однако Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной пенсии времени службы в армии.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода прохождения военной службы по призыву не имелось, поскольку истец не выполнял работу, которая давала бы ему право на назначение досрочной пенсии на основании действовавшего в спорный период времени законодательства.
Поскольку на момент обращения за назначением пенсии, требуемая продолжительность специального стажа у истца отсутствовала, решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Бугуруслане (межрайонное) от 18 января 2017 года N следует признать законным.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе ДАА в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 02 марта 2017 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым ДАА в удовлетворении исковых требований о включении в его стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 26 мая 1988 г. по 15 июня 1990г. продолжительностью 2 (два) года 00 месяцев 20 дней, и возложении на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) обязанности по назначению пенсию с 06 октября 2016 года - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.