Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Малкова А.И., Синельниковой Л.В.
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Аитова Т.В., к администрации г. Орска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области" на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 февраля 2017 года,
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах Аитова Т.В., *** г.р., обратился в суд с вышеназванным иском к администрации г.Орска, ссылаясь в обоснование требований на то, что прокуратурой Ленинского района г. Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Аитов Т.В. относится к категории детей-сирот, оба его родителя умерли до достижения им возраста 18 лет. В настоящее время Аитов Т.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако жилым помещением не обеспечен.
Просил суд обязать администрацию г. Орска предоставить Аитову Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации.
Представитель ответчика администрации города Орска Оренбургской области в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв с возражениями по существу иска.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 февраля 2017 года на администрацию г. Орска возложена обязанность предоставить Аитову Т.В., (дата) года рождения, соответствующее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение в г.Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит решение Октябрьского районного суда Оренбургской области от 21 февраля 2017 отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В суд апелляционной инстанции представитель администрации г. Орска Оренбургской области", представитель Правительства Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А., возражавшей против отмены решения по доводам жалобы, представителя истца Исмакаевой В.Н., действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Аитов Т.В. родился (дата) года в ***.
Родители: мать А.Н.Н., ***, А.В.И., ***.
Согласно постановлению администрации г.Орска N *** от (дата) Аитов Т.В. признан нуждающимся в жилом помещении по категории дети - сироты и включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по заявлению его представителя-попечителя Исмакаевой В.Н.
(дата) Аитов Т.В. отчислен из ГАПОУ Техникум транспорта г. Орска, что подтверждается архивной справкой от (дата) (л.д. 90).
(дата) Аитов Т.В. согласно справке N *** освободился из мест лишения свободы где отбыл наказание по приговору *** от (дата).
Аитов Т.В. зарегистрирован по месту жительства и является собственником *** доли жилого помещения N *** в (адрес), на которую приходится 6,4 кв.м. общей площади.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Аитов Т.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, достиг возраста 18 лет, закончил отбытие наказания в исправительном учреждении, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, возложив обязанность на орган местного самоуправления предоставить Аитову Т.В. жилое помещение из специализированного жилищного фонда за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; в материалах гражданского дела отсутствуют документы, подтверждающие факт невозможности проживания Аитова Т.В. в жилом помещении, расположенном в соответствии с его заявлением по адресу (адрес); решение суда не должно предоставлять истцу Аитову Т.В. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву.
При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Кроме того, ни федеральным ни региональным законами не предусмотрено обеспечение специализированным жильем данной категории лиц в порядке очередности в зависимости от даты принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилья, в связи с чем доводы жалобы относительно наличия списка очередников в органе местного самоуправления не опровергают законность вывода суда о возникновении у ответчика такой обязанности по достижении истцом возраста 18 лет незамедлительно.
Иных доводов, влияющих на законность оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.