Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К.,
при секретаре Михалевой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 февраля 2017 года
по делу по административному исковому заявлению С.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании отказа незаконным,
заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., административного истца С.Н., судебная коллегия
установила:
С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по (адрес), в котором просит признать незаконным решение от (дата) N об отказе в государственной регистрации права собственности на (адрес) по (адрес) и обязать орган государственной власти зарегистрировать за ней право собственности.
В обоснование требований административного иска указала, что (дата) заключила с Управлением жилищной политики администрации (адрес) договор N о приватизации (адрес) по (адрес). Исполняя принятую на основании пункта 2.3 договора обязанность, она обратилась к административному ответчику для государственной регистрации права собственности на приобретаемую квартиру. Однако, решением Управлению Росреестра по (адрес) в государственной регистрации отказано в связи с тем, что не представлен договор социального найма (либо ордер на жилое помещение) для правовой экспертизы проведения сделки. Такой отказ она полагает незаконным, нарушающим её права как собственника жилого помещения, поскольку указанных документов у нее нет. Кроме того, считает, что законность подписания договора на передачу квартиры в собственность проверена компетентными специалистами Управления жилищной политики администрации (адрес).
Решением Ленинского районного суда (адрес) от (дата) требования административного истца удовлетворены. Отказ в государственной регистрации права собственности признан незаконным, суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) зарегистрировать право собственности С.Н. на (адрес).
С решением суда не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
С.Н., в судебном заседании просила решение суда оставить без изменений.
Другие лица в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения С.Н., проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что (дата) N между администрацией города Оренбурга в лице начальника Управления жилищной политики администрации (адрес) С.В. и С.Н. заключен договор на передачу в собственность гражданина квартиры по адресу: (адрес).
(дата) в Управление в Росреестр по Оренбургской области обратились с заявлениями: администрация г.Оренбурга о регистрации права собственности и переход права собственности, а С.Н. о регистрации права собственности на приватизированную ею квартиру, представив на государственную регистрацию вышеуказанный договор (дата) N, чек об уплате государственной пошлины, копию лицевого счёта от (дата) ООО "УК "Центр-ЖКХ", информационное письмо Управления жилищной политики администрации (адрес) от (дата) о том, что административный истец является нанимателем приватизируемого жилого помещения, и что принцип однократности использования права приватизации соблюдён. Кроме того, С.Н. на заявлении произведена отметка о том, что своим заявлением подтверждает, что после достижения 18 лет ею не использовалось право на бесплатную приватизацию иного жилого помещения в установленном законом порядке.
(дата) и (дата) соответственно административным истцом дополнительно на государственную регистрацию представлены: заявление 55964 на заключение договора на передачу занимаемого по договору социального найма жилого помещения; выписка из постановления администрации (адрес) от (дата) N-п, которым в том числе изменён ранее заключенный договор социального найма, а именно в место первоначального нанимателя нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) признана С.Н.
Уведомлением от (дата) N регистрирующим органом запрошены договор социального найма, при его отсутствии ордер на жилое помещение.
По заявлению С.Н. государственная регистрация была приостановлена.
Решением Управления Росреестра по Оренбургской области от 03 февраля 2017 г. N в государственной регистрации права собственности, перехода права собственности на указанную квартиру отказано, поскольку запрашиваемые договор социального найма, при его отсутствии ордер на жилое помещение, для государственной регистрации не представлены.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ч. 1, п. 1, 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
В силу п. 2 и 3 ч. 4 и ч. 5 ст.18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 названного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утверждённых Приказом Росрегистрации от 06 августа 2007 года N, на государственную регистрацию рекомендуется, в случае если договор передачи жилого помещения в собственность не содержит сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации жилых помещений, установленных абзацем первым статьи 2, абзацем вторым ст. 7 и ст.11 Закона, представлять надлежащим образом заверенные копии:
- договора социального найма жилого помещения, при его отсутствии - ордера на жилое помещение (статья 2 Закона, пункт 47 Примерных правил);
- документов, содержащих сведения об участии всех проживающих (зарегистрированных) в приватизируемом жилом помещении граждан Российской Федерации в приватизации жилого помещения или подтверждающих отказ граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в приватизации, от приватизации такого жилого помещения (статья 2 Закона). При этом, учитывая положения абзаца второго статьи 7 Закона, несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением, включаются в договор передачи жилого помещения в собственность;
- документов, подтверждающих однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в порядке, установленном Законом (статья 11 Закона).
При отсутствии в договоре передачи жилого помещения в собственность сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации жилых помещений, установленных абзацем первым ст. 2, абзацем вторым ст. 7 и ст. 11 Закона, и непредставлении указанных выше копий документов государственный регистратор обязан в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений и в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Пунктом 13.1.6 Приложения N 2 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от (дата) N, ордер на жилое помещение, представляемый в случае, если договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан не содержит сведений об основаниях, по которым гражданин (граждане) занимали данное жилое помещение, также отнесён к числу необходимых документов для государственной регистрации права собственности гражданина на жилое помещение на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан.
Анализ приведенных норм материального права, позволил суду сделать вывод, что предоставление указанных документов обусловлено необходимостью проверки наличия условия приватизации, установленного абзацем первым статьи 2 Закона Российской Федерации от (дата) N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", - основания занятия гражданином приватизируемого жилое помещения на условиях социального найма.
Оценив представленные С.Н. для регистрации права собственности квартиры документы, суд обоснованно сделал вывод, что они безусловно доказывают, что административный истец является нанимателем жилого помещения по (адрес), по договору социального найма и отказ Управления Росреестра по Оренбургской области в государственной регистрации права С.Н. по формальным основаниям, законным не является.
Судебная коллегия выводами суда соглашается.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в решении суда обоснованно признаны несостоятельными. Суд правомерно указал, что нормы права, на которые ссылается административный ответчик, не содержат указания на обязательное предоставление ордера или договора социального найма, а содержат указание на то, что именно должно проверятся при регистрации права.
С.Н., вселившаяся в установленном законом порядке в (адрес) (дата) то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и постоянно проживающая в нём по сей день, иным способом защитить своё нарушенное право на государственную регистрацию права собственности возможности не имеет. Её право на бесплатное получение в собственность жилого помещения и его занятие по договору социального найма администрацией (адрес) признано заключением договора приватизации от (дата) N, и сторонами не оспаривалось.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Методические рекомендации, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, носят только рекомендательный характер, а с (дата) ст. 3 Федерального закона от (дата) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которую ссылается регистратор в обоснование обязательности применения Методических указаний, утратила силу на основании Федерального закона от (дата) N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда (адрес) от (дата) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.