Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Жумаева Е.Б. на вступившее в законную силу решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Оренбургнефть",
установил:
постановлением начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 07 ноября 2016 года, оставленным без изменения решением первого заместителя министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 декабря 2016 года, ПАО "Оренбургнефть" (далее - ПАО "Оренбургнефть", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 года постановление начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 07 ноября 2016 года и решение первого заместителя министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 декабря 2016 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Жумаев Е.Б. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность.
ПАО "Оренбургнефть" в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица административного органа на указанное судебное решение и извещение о подаче этой жалобы. В установленный срок возражения на жалобу в Оренбургский областной суд не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 4 ст. 8.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Оренбургнефть" и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области 10 февраля 2016 года заключены договоры аренды лесных участков N *** и N ***. Лесные участки переданы арендатору для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (строительство скважин N *** и N *** *** месторождения). Договорами предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Обязанность пользователей представленных участков ежегодно подавать в уполномоченный орган лесную декларацию об использовании земельного участка предусмотрена законодателем в целях подтверждения этими лицами факта использования лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период (п.п. 2, 3 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Минприроды России от 16 января 2015 года N 17).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Статья 26 ЛК РФ закрепляет, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно материалам дела срок действия договора аренды от 10 февраля 2016 года N *** истек 31 июля 2016 года, договор не пролонгирован, лесной участок арендатором не передан арендодателю. 05 августа 2016 года при проведении натурального осмотра участка лесного фонда, переданного ПАО "Оренбургнефть" по данному договору, установлено наличие скважин N ***, ***, *** трансформаторной подстанции, блока управления электрическими центробежными насосами, котлована, линия электропередач, размещенная на двух опорах, которая походит к ***.
Установив факт использования обществом названного лесного участка в отсутствие поданной в установленном порядке лесной декларации, помощник лесничего ГКУ " ***" 05 августа 2016 года в отношении ПАО "Оренбургнефть" возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "Оренбургнефть" постановлением начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области к административной ответственности, установленной данной нормой.
Первый заместитель министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области с выводами начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и принятым им постановлением согласился.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях ПАО "Оренбургнефть" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, судья районного суда указал, что основанием к привлечению общества к административной ответственности по названной норме послужило непредставление юридическим лицом лесной декларации. При этом доказательств того, что общество осуществляло лесопользование, не соответствующее целям и требованиям установленного договора аренды, в материалах дела не содержится.
Судьей сделан вывод о том, что действия ПАО "Оренбургнефть" подлежали квалификации по ст. 19.7 КоАП РФ. Однако поскольку ст. 19.7 КоАП РФ влечет более строгое наказание и не имеет единого родового объекта посягательства с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, переквалифицировать действия общества с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ на ст. 19.7 КоАП РФ невозможно, в связи с чем судья прекратил производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Вывод судьи районного суда является ошибочным по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных материалов, основанием для составления протокола об административном правонарушении явился протокол осмотра места совершения административного правонарушения от 05 августа 2016 года и приложенная к нему фототаблица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, предполагает совершение действий - использование лесного участка с нарушением, то есть по настоящему делу предметом доказывания являлся факт использования ПАО "Оренбургнефть" лесного участка, переданного ему на основании договора аренды, в отсутствие поданной обществом в установленные законом сроки лесной декларации.
Следовательно, вывод судьи о том, что основанием к привлечению ПАО "Оренбургнефть" к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ послужило непредставление обществом лесной декларации, свидетельствует о неверном определении судьей объективной стороны названного состава административного правонарушения.
Кроме того, вывод судьи о недоказанности административным органом факта осуществления ПАО "Оренбургнефть" лесопользования не соответствующего целям и требованиям, установленным договором аренды, сделан без исследования и оценки собранных по делу доказательств.
Допущенные судьей нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 года нельзя признать законным и обоснованным.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод, устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
При таких обстоятельствах постановление судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 года подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы Жумаева Е.Б. в Оренбургском областном суде годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Сорочинский районный суд Оренбургской области.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Жумаева Е.Б. удовлетворить.
Решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ПАО "Оренбургнефть" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Сорочинский районный суд Оренбургской области.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.