Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Дулуша В.В., Ховалыга Ш.А.
при секретаре Бичике Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по исковому заявлению С. к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности опубликования извещения о предоставлении земельного участка, принятия решения по результатам опубликования извещения по земельному участку по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 30 ноября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
С. обратилась в суд с иском к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности опубликования извещения о предоставлении земельного участка, принятия решения по результатам опубликования извещения по земельному участку, расположенного по адресу: **, указывая на то, что 25 февраля 2016 года она обратилась в администрацию пгт. Каа-Хем с заявлением вх. N ** об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ** по адресу: **. На данное заявление дан ответ, что в соответствии с ч.29-31,34 ФЗ от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельном кодексе РФ и отдельные законодательные акты РФ" до 01 января 2010 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, праве принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Считает, что администрация пгт. Каа-Хем неверно применила нормы законодательства, так как оснований для отказа по п. 16 ст. 11.10 ЗК ФР не имеется. Также в своем отказе ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, подразумевая, в том числе под индивидуальное жилищное строительство. Продажа земельных участков на торгах и без проведения торгов, а в случае истца спор идет об аренде земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Просила обязать администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 10 дней обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка по адресу: ** для индивидуального жилищного строительства, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обязать администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва принять в течение 7 дней решение, предусмотренное п. 5 и 7 ст. 39.18 ЗК РФ, по результатам опубликования извещения по спорному земельному участку; взыскать администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в пользу истца судебные расходы в общей сумме ** руб., за оплату государственной пошлины ** руб., за оплату услуг представителя в размере ** руб., за оформление доверенности ** руб.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 30 ноября 2016 года исковые требования С. удовлетворены частично. Судом постановленоследующее: На администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва возложить обязанность опубликования извещения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: **. С администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в пользу С ... взыскать судебные расходы в размере ** руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика М. просит решение суда первой инстанции отменить.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2016 года С. обратилась в администрацию п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка па кадастровом плане территории под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: **.
Согласно ответу Администрации п.г.т. Каа-Хем от 22 марта 2016 года на заявление С ... от 25.02.2015 года, N **, ответчик отказывает в предоставлении земельного участка на основании пункта 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права приобретение земельного участка без проведения торгов.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация пгт. Каа-Хем не указала, какие основания имеются для отказа в утверждении схемы расположения участков на кадастровом плане территории в отношении С.
С данным решением суда согласиться нельзя, оно вынесено с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Из материалов настоящего дела следует, что истец обратилась в администрацию п.г.т. Каа-Хем с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в администрацию не обращалась.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что поскольку истец с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в администрацию не обращалась, отсутствовали основания, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ для опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
В этой связи решение суда нельзя признать законным и обоснованным? оно подлежит отмене с вынесением нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 30 ноября 2016 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.