Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Джиоева П.Г.,
судей Козаевой Т.Д. и Калюженко Ж.Э.,
при секретаре Беркаевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.А.А. к МВД по Республике Северная Осетия-Алания, АМС г.Владикавказ РСО-Алания, Министерству строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания о возложении обязанности восстановить в сводных списках и включении в сводный список участников Федеральной программы "Жилище" с даты постановки на учет как нуждающегося в жилье в миграционной службе, по апелляционной жалобе Д.А.А ... на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 14 ноября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Д.А.А. о возложении обязанности на МВД по Республике Северная Осетия-Алания, АМС г.Владикавказ восстановить и включить Д.А.А. в Сводный список нуждающихся в жилье вынужденных переселенцев по дате первоначальной постановки на учет в миграционной службе с 29 декабря 1994 года; признании за Д.А.А. с семьей права числиться в качестве гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилье" на 2015-2020 годы, как вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье с даты принятия их на жилищный учет в УФМС России по Республике Северная Осетия-Алания, с 29 декабря 1994 года; возложении обязанности на АМС г.Владикавказа внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилье" на 2015-2020 годы, как вынужденных переселенцев, в соответствии с датой постановки Д.А.А. с семьей на учет в территориальном органе федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания с 29 декабря 1994 года, изменив дату постановки на учет с 05 апреля 2007 года на 29 декабря 1994 года; возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания внести изменения в сформированный Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в соответствующем планируемом году, изменив в них дату постановки на учет Д.А.А. с семьей с 05 апреля 2007 года на 29 декабря 1994 года, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Калюженко Ж.Э., объяснения Д.А.А.., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х. действующей на основании доверенности N7/30 от 21 апреля 2017 года, и представителя Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания Гамосова А.М., действующего на основании доверенности N01-11/661 от 21 апреля 2017 года, возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Д.А.А. обратился в суд с иском к УФМС России по РСО-Алания, АМС г.Владикавказ РСО-Алания, Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о возложении обязанности о восстановлении и включении его в сводный список участников Федеральной программы "Жилище" с даты постановки на учет как нуждающегося в жилье в миграционной службе. Определением суда от 9 сентября 2016 года произведена замена ответчика УФМС России по РСО-Алания на МВД по РСО-Алания. В обоснование своих требований Д.А.А ... указал, что его семья состояла на учете в качестве вынужденных переселенцев и лиц, нуждающихся в жилье с 29 декабря 1994 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 ФЗ "О вынужденных переселенцах" от 24 декабря 1993 года статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. По истечении указанного срока он не обратился с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с чем, был снят с регистрационного и жилищного учета. На основании решения Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 28 октября 2004 года Д.А.А ... восстановлен статус вынужденного переселенца, однако в сводном списке вынужденных переселенцев нуждающихся в жилье его семью не восстановили, сославшись на отсутствие указания на это в решении суда. 5 апреля 2007 года Д.А.А ... обратился с заявлением в жилищный отдел Затеречного МО г.Владикавказ РСО-Алания о принятии его на учет для получения жилой площади составом семьи 3 человека, при этом полагал, что данное заявление не отразится на дате постановки его и семьи на учет. Для уточнения даты и основания постановки на учет Д.А.А. обратился с заявлением в АМС г.Владикавказ, и 15 марта 2016 года за N ... получил ответ, из которого ему стало известно, что дата и основание его постановки на жилищный учет изменились с 29 декабря 1994 года на 5 апреля 2007 год. На его обращение в УФМС по РСО-Алания, получил ответ N ... от 14 марта 2016 года, из которого следовало, что сведений о постановке его семьи на жилищный учет с 1994 года не имеется. С учетом уточнения исковых требований, просит обязать МВД по РСО-Алания, АМС г.Владикавказ восстановить и включить Д.А.А. с семьей в Сводный список нуждающихся в жилье вынужденных переселенцев по дате первоначальной постановки на учет в Миграционной службе с 29 декабря 1994 года; признать за Д.А.А ... с семьей право числиться в качестве гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилье" на 2015-2020 годы, как вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье с даты принятия их на жилищный учет в УФМС России по РСО-Алания, то есть с 29 декабря 1994 года; обязать АМС г. Владикавказа внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилье" на 2015-2020 годы, как вынужденных переселенцев в соответствии с датой постановки Д.А.А ... с семьей на учет в территориальном органе федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания с 29 декабря 1994 года, изменив дату постановки на учет с 4 мая 2007 года на 29 декабря 1994 года; обязать Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания внести изменения в сформированный Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в соответствующем планируемом году, изменив в них дату постановки на учет Д.А.А ... с семьей с 4 мая 2007 года на 29 декабря 1994 года.
Д.А.А.., в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х., действующая на основании доверенности N7/30 от 18 июля 2016 года, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении и применить срок исковой давности.
Представитель Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания Мзокова Т.А., действующая на основании доверенности N01-11/89 от 20 января 2016 года, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении и применить срок исковой давности.
Представитель АМС г.Владикавказ Тибилова Н.З., действующая на основании доверенности NД-62 от 1 июля 2016 года, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, будучи допрошенной в судебном заседании 2 ноября 2016 года, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении и применить срок исковой давности.
Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 14 ноября 2016 года постановленовышеуказанное решение с которым не согласился Д.А.А ... и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.
Определением Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 2 февраля 2017 года Д.А.А ... восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции АМС г.Владикавказ РСО-Алания своего представителя не направила.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, на момент рассмотрения дела, указанные лица, судебной коллегии не представили, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
По обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", вынужденным переселенцем признается, в частности гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Согласно пункту 37 данного Положения органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (пункт 38).
Вместе с тем пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации определено, что считаются действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец с семьей прибыл в РСО-Алания в 1994 году в качестве беженца из Республики Таджикистан.
В журнале регистрации вынужденных переселенцев и беженцев за период с 1 марта 1994 года по 16 мая 1995 года под порядковым номером 316- 30 августа 1994 года зарегистрировано заявление Д.А.А ... (л.д.115)
Статус вынужденного переселенца ему предоставлен 29 декабря 1994 года, сроком на 5 лет, по истечении указанного срока истец не обратился с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с чем, был снят с регистрационного учета.
Решением Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 28 октября 2004 года Д.А.А ... восстановлен срок для обращения в УДМ МВД РСО-Алания с заявлением о продлении ему срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно заявлению Д.А.А ... от 5 апреля 2007 года на имя главы АМС г.Владикавказ РСО-Алания, он просит принять его на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях как вынужденного переселенца. (л.д.103)
В последующих заявлениях Д.А.А ... на имя главы АМС г.Владикавказ о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания г.Владикавказ, Д.А.А. указывает, что состоит в очереди на получение жилых помещений с 5 апреля 2007 года. (л.д. 138-139,141-142,143-144)
В списках очередности семей вынужденных переселенцев, состоящих на учете на получение жилья в Миграционной службе РСО-Алания по состоянию на 1 января 1999 года (общая очередь и льготная очередь), утвержденных руководителем Миграционной службы РСО-Алания 22 марта 1999 года и протоколов заседания жилищной комиссии за 1996 года истец не значится.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что факт обращения Д.А.А ... в 1994 году с заявлением о постановке на жилищный учет в Миграционную службу РСО-Алания не нашел своего подтверждения. Единственным документом, подтверждающим факт его обращения как лица, имеющего статус вынужденного переселенца, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является заявление от 5 апреля 2007 года.
Никаких доказательств обратного, истцом суду не представлено.
Поскольку сам факт присвоения статуса вынужденного переселенца не порождает обязанность органа ФМС включить истца в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановка на учет носит заявительный характер, и такое заявление оформлялось истцом лишь 5 апреля 2007 года, суд обоснованно отказал Д.А.А ... в удовлетворении исковых требований.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности основан на неправильном толковании норм материального права.
К числу предусмотренных ст.12 ГК РФ способов защиты гражданских прав относится в том числе, признание права.
В соответствии со ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Одним из основных требований Д.А.А ... является признание за ним и членами его семьи права числиться в качестве гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Таким образом, оснований для вывода о пропуске срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ, у суда не имелось, поскольку к данным требованиям исковая давность неприменима, в связи с чем, он подлежит исключению из мотивировочной части решения..
Руководствуясь ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.А.А ... без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности.
Председательствующий Джиоев П.Г.
Судьи Козаева Т.Д.
Калюженко Ж.Э.
Справка: гражданское дело по первой инстанции рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания под председательством судьи Коваленко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.