Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Козлова А.М.,
судей: Ганченковой В.А., Скипальской Л.И.,
при секретаре судебного заседания Епитифоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидоровой Л.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ш.А.С. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства.
В обоснование заявленного требования указал, что Ш.А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением Ш.А.С., включенный ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не обеспечен.
Просил суд обязать ответчика предоставить Ш.А.С. по месту жительства благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2017 г. иск Рузаевского межрайонного прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидорова Л.В. ставит вопрос об отмене решения суда, считая, что администрация района не имеет полномочий по предоставлению жилого помещения Ш.А.С. без принятия решения о его предоставлении Министерством образования Республики Мордовия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание истец Ш.А.С., представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились.
От истца Ш.А.С. и представителя третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Дугушкина И.К. поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Межевова Ю.В. просила отклонить апелляционную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, выслушав прокурора, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ш.А.С. "дата" года рождения ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: отец Ш.С.А. и мать П.Н.А. лишены в отношении него родительских прав на основании решений Рузаевского районного суда Республики Мордовия от "дата" и "дата" (л.д. 6, 9, 10-11,12-13).
Постановлением Главы муниципального образования Рузаевка от "дата" "N" в том числе над Ш.А.С. установлена опека, опекуном назначена А.В.В. (бабушка), за ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", до его совершеннолетия (л.д. 14).
Ввиду отсутствия у Ш.А.С. жилого помещения он на основании протокола "N" заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Рузаевского муниципального района от "дата", утвержденного распоряжением Главы администрации Рузаевского муниципального района от "дата" "N" поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения, молодая семья (л.д. 16).
На основании постановления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" Ш.А.С. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 21).
В период с "дата" по "дата" Ш.А.С. отбывал наказание в местах лишения свободы (л.д. 24).
С "дата" по "дата" Ш.А.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 8).
Доказательств наличия у Ш.А.С. другого жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам и тем самым верно пришел к выводу, что Ш.А.С. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дстижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 г. N 157, предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З).
Таким образом, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия, исходя из приведенных законоположений, считает, что доводы апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении жилого помещения должно принять Министерство образования Республики Мордовия не влияют на правильность принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции, и в постановленном судебном акте им дана исчерпывающая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидоровой Л.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.