Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 февраля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Селиверова О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, понуждении включить в специальный стаж периоды ее работы в льготном исчислении и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 268076/16-1912 от 10 октября 2016 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за недостаточности стажа, требуемого пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С решением в части не включения в специальный стаж периода работы с 01 апреля 1986 г. по 04 ноября 1990 г. в должности заведующей в "данные изъяты" фельдшерско-акушерском пункте "данные изъяты" центральной районной больницы, в том числе курсов повышения квалификации с 02 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г., не согласна, считает его незаконным.
Просила с учетом уточнений признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 268076/16-1912 от 10 октября 2016 г. в части не включения в специальный стаж работы периодов работы с 01 апреля 1986 г. по 21 марта 1988 г. и с 24 марта 1988 г. по 04 ноября 1990 г. в должности заведующей "данные изъяты" фельдшерско-акушерским пунктом "данные изъяты" центральной районной больницы, в том числе курсы повышения квалификации со 02 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г., и обязать отвечика включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды работы в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 26 сентября 2016 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 февраля 2017 г. исковые требования Селтверовой О.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным, подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы, поскольку наименование должности, в которой работал истец не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Списки должностей и учреждений составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, и расширенному толкованию не подлежат. Ссылку на штатное расписание считает необоснованной, поскольку из штатного расписания усматривается, что в "данные изъяты" фельдшерско-акушерском пункте были утверждены две штатные единицы -заведующая фельдшерско-акушерским пунктом и акушерка. Суду не были представлены такие документы как журнал амбулаторного приема, журнал посещения больных на дому, и другие доказательства, подтверждающие осуществление истцом лечебной деятельности.
В судебное заседание истец Селиверова О.Н. и ее представитель Емельянова С.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Святкина М.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 15 сентября 2016 г. Селиверова О.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N268076/16-1912 от 10 октября 2016 г. Селиверовой О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа. По мнению пенсионного органа специальный стаж истца составляет 24 года 03 месяца 4 дня.
В специальный стаж не включен период работы (кроме прочих периодов, которые не оспаривает) с 01 апреля 1986 г. по 04 ноября 1990 г. в должности заведующей "данные изъяты" фельдшерско-акушерском пункте "данные изъяты" центральной районной больницы (в том числе курсов повышения квалификации с 02 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г.), поскольку данная должность не предусмотрена Списком должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а также Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781. Занятие лечебной деятельностью не подтверждено.
Из трудовой книжки Селиверовой О.Н. следует, что она была принята на работу на основании приказа N15 от 31 марта 1986 г. на должность заведующей "данные изъяты" фельдшерско - акушерским пунктом "данные изъяты" ЦРБ с 01 апреля 1986 г.
На основании приказа по "данные изъяты" ЦРБ N 92 от 01 ноября 1990 г. Селиверова О.Н. уволена по собственному желанию с 15 ноября 1990 г.
Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда N 17 от 12 августа 2016 г. Селиверова О.Н. работала с 01 апреля 1986 г. по 05 ноября 1990 г. заведующей "данные изъяты" фельдшерско - акушерским пунктом "данные изъяты" ЦРБ. В период со 02 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г. находилась на курсах повышения квалификации.
Как следует из ответа N 185 от 02 февраля 2017 г. ГБУЗ РМ " "данные изъяты" межрайонная больница" на судебный запрос - представить журналы регистрации амбулаторных больных "данные изъяты" ФАП за период с 01 апреля 1986 г. по 04 ноября 1990 г. не представляется возможным, ввиду их хранения сроком 10 лет.
Согласно должностной инструкции заведующей "данные изъяты" фельдшерско - акушерским пунктом, утвержденной главным врачом "данные изъяты" ЦРБ Родькиным А.И., на должность заведующей фельдшерско -акушерским пунктом, назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и имеющий сертификат специалиста.
В обязанности заведующей "данные изъяты" фельдшерско - акушерским пунктом входит:
-рационально организовывать работу фельдшерско - акушерского пункта;
-осуществлять амбулаторный прием населения, проводить подготовку населения к приему врачом на ФАП;
-обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала;
-своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно -диагностические мероприятия самостоятельно и назначенные врачом;
-оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача пациенту или направлением в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;
-владеть методиками простейших лабораторных исследований;
-уметь проводить электрокардиологическое исследование;
-вводить лекарственный препараты, противошоковые средства больным по жизненным показаниям;
-применять консервативные методы лечения больных, проводить лечебные процедуры;
-определять показания для госпитализации, организовывать транспортировку больных и пострадавших;
-организовывать лечение и медицинский уход на дому;
-организовывать и проводить профилактические прививки детскому и взрослому населению;
-знать основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;
-и т.д.
Из штатного расписания за период с 1987 года по 1990 год усматривается, что за этот период заведующей "данные изъяты" фельдшерско - акушерским пунктом являлась Селиверова О.Н., акушеркой - Т.В.С.
Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются, и сомнения в их достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются списки должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности или в поселке городского типа исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра).
В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления. При этом Правила, утвержденные п. 1 Постановления по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 года.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения от 06 сентября 1991 г. N 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений считается один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к среднему медперсоналу.
До 01 октября 1993 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным работникам (далее - Положение N 1397).
В соответствии с названным Положением N 1397, действовавшим в спорные периоды работы, в льготный стаж согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет законодатель относил больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, куда входил фельдшерско-акушерский пункт. В примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Пункт 3 Положения N 1397 предусматривал, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях независимо от их наименований.
Работа заведующей фельдшерско-акушерским пунктом относится к руководящей, поэтому в соответствии с постановлением N 1397 подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 (действовавшего до 2003 года) на должность заведующего фельдшерско- акушерским пунктом-фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, заведующий ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и системного толкования приведенных выше норм, суд первой инстанции обоснованно включил в льготный стаж работы истца период с с 01 апреля 1986 г. по 20 марта 1988 г и с 24 марта 1988 г. по 04 ноября 1990 г.в должности заведующей "данные изъяты" фельдшерско-акушерским пунктом "данные изъяты" центральной районной больницы.
Выводы суда подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, в том числе показаниями свидетелей П.Н.Н. и А.А.В.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и отвлечения от основной работы, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
При этом, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отвлечений от работы приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные мероприятия, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что периоды нахождения Селиверовой О.Н. на курсах повышения квалификации и отвлечениях приравниваются к ее работе в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые периоды подлежат включению Селиверовой О.Н. в специальный стаж, а поэтому обоснованно обязал пенсионный орган зачесть ей эти периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ей пенсию с 26 декабря 2016 г.
Доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истцу в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Т.А.Елина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.