Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Маклашова В.И., Цуканова Д.А.
при секретаре Савиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ТСН "Центр" - ФИО1 на решение Советского районного суда г.Брянска от 25 марта 2016 года по административному иску Государственной жилищной инспекции Брянской области к Товариществу собственников жилья "Центр" о ликвидации и назначении ликвидатора.
Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., объяснения представителя ТСН "Центр" - ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Государственной жилищной инспекции Брянской области обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ГЖИ осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Брянской области. 16 октября 2015 года в инспекции зарегистрировано обращение собственника помещения многоквартирного дома "адрес" ФИО1, в котором создано ТСЖ "Центр", председателем правления которого с 09.12.2015 года является ФИО1 Распоряжением инспекции от 13.11.2015 года в отношении ТСЖ "Центр" была назначена внеплановая документарная проверка, в рамках которой 16.11.2015 года в адрес ответчика направлен запрос о предоставлении ряда документов, в том числе реестра членов товарищества вместе с заявлениями собственников о вступлении в ТСЖ. Запрашиваемый реестр членов ТСЖ представлен не был. По мнению инспекции, осуществление деятельности ТСЖ "Центр" с числом членов товарищества, не превышающим 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а равно полное отсутствие членов в товариществе, свидетельствуют о грубом нарушении закона, и, с учетом положений ст.135 и ст.141 ЖК РФ данное обстоятельство является основанием для принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации. Представитель ГЖИ Брянской области просил суд ликвидировать ТСЖ "Центр", назначить ликвидатором председателя правления ТСЖ "Центр" ФИО1 с проведением последней предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" процедуры ликвидации некоммерческой организации в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 25 марта 2016 года административное исковое заявление Государственной жилищной инспекции Брянской области удовлетворено. Суд решил:ликвидировать Товарищество собственников жилья "Центр"; назначить ликвидатором председателя правления Товарищества собственников жилья "Центр" ФИО1 с проведением процедуры ликвидации некоммерческой организации в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ТСН "Центр" - ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 25 марта 2016 года и принять по делу новое - об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указывает, что ТСН "Центр" извещен ненадлежащим образом о времени и месте судебного заседания, председателю ТСН "Центр" - ФИО1 уведомление вообще не направлялось. Ссылается на то, что письма с реестром членов ТСН "Центр" были представлены в ГЖИ. Полагает, что ликвидация ТСН нарушает интересы собственников дома и их права.
В дополнение к апелляционной жалобе указывает на то, что ГЖИ ввела в заблуждение суд, не сообщила о проведенном 21.11.2015 года общем собрании собственников жилья, на котором принято решение о реорганизации ТСЖ в ТСН, принят новый Устав, избран новый состав правления ТСН. Соответствующий пакет документов в ГЖИ был представлен 23.11.2015 года. Считает, что ГЖИ должна была направить предписание об устранении выявленных нарушений прежде, чем обратиться в суд. Указывает, что имевшиеся на день ее обращения в ГЖИ нарушения устранены, поскольку собственниками помещений МКД 21.11.2015 года проведено собрание и восстановлен реестр членов ТСН.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда представитель административного ответчика ТСН "Центр" - ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции.
Государственная жилищная инспекция Брянской области о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание её представитель не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ТСН "Центр" - ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, данные о ТСЖ "Центр", "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", как юридического лица внесено в ЕГРЮЛ - 25.01.2003г., дата постановки на налоговый учет ИФНС по г. Брянску -10.01.2013 года.
По обращению ФИО1- собственника "адрес", на основании распоряжения (приказа) от 13.11.2015 года, Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) в отношении ТСЖ "Центр" проведена внеплановая документарная проверка.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.12.2015г., ГЖИ выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов п.п. 1 п. 5 ст. 20 ЖК РФ, а именно: на основании мотивированного запроса N от 13.11.2015 года о предоставлении необходимых документов для проведения проверки ТСЖ "Центр" из 13 пунктов запрашиваемой информации документы представлены не были.
Согласно сведениям о юридическом лице, ТСЖ "Центр" является действующим юридическим лицом, в том числе на день рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований о ликвидации ТСЖ "Центр" и назначении ликвидатора с проведением процедуры ликвидации некоммерческой организации в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N123-ФЗ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 135 ЖК РФ число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья (ч. 1 ст. 143 ЖК РФ).
Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 143 ЖК РФ).
В силу п. 9 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в ч. 2 ст. 20 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 141 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Заявляя в суд требования о ликвидации ТСЖ "Центр", Государственная жилищная инспекция Брянской области ссылалась на то, что непредставление ответчиком реестра членов ТСЖ по запросу N от 13.11.2015 года инспекцией расценено как не подтверждение наличия в ТСЖ "Центр" членов товарищества в размере, превышающем пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества, внесенных в устав такого товарищества изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно - по решению общего собрания собственников, либо принудительно - по решению суда, принятому в соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 28 постановления от 23 июня 2015 года N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении ТСЖ "Центр" исключительную меру - ликвидацию.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства и фактические действия административного ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушения в деятельности ТСЖ "Центр" носили устранимый характер, и ТСЖ "Центр" приняло необходимые меры для их исправления.
Согласно протоколу N от 21.11.2015 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "адрес", утвержден способ управления домом- товарищество собственников недвижимости, внесены изменения в устав. Указанный протокол получен Государственной жилищной инспекцией Брянской области 23.11.2015 года, т.е. до вынесения судом обжалуемого решения, о чем имеется соответствующая отметка на сопроводительном письме (л.д. 77).
Реестр членов ТСН "Центр" по состоянию на 21.11.2015 года и заявления о приеме в члены ТСН "Центр" были направлены почтой 15.02.2016 года и получены Государственной жилищной инспекцией Брянской области 16.02.2016 года, что подтверждается штампом инспекции на сопроводительном письме (л.д. 74).
При изложенных обстоятельствах, достаточных оснований для принятия судом решения о ликвидации ТСЖ "Центр" не имелось.
Решение суда подлежит отмене на основании п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
По делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Государственной жилищной инспекции Брянской области к Товариществу собственников жилья "Центр" о ликвидации и назначении ликвидатора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТСН "Центр" извещен ненадлежащим образом о времени и месте судебного заседания, председателю ТСН "Центр" - ФИО1 уведомление вообще не направлялось, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела. Так, суд первой инстанции извещал ТСН "Центр" о дате, времени и месте судебного заседания путем направления повестки, которая была возвращена за истечением срока хранения (л.д 27). При этом уведомления судом направлялись по месту нахождения юридического лица, указанному в выписке из ЕГРЮЛ.
Получение поступающей корреспонденции является обязанностью юридического лица, оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего уполномоченного представителя.
При указанных обстоятельствах обязанность по извещению сторон о месте и времени судебного заседания суд исполнил надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 25 марта 2016 года по административному иску Государственной жилищной инспекции Брянской области к Товариществу собственников жилья "Центр" о ликвидации и назначении ликвидатора - отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Государственной жилищной инспекции Брянской области к Товариществу собственников жилья "Центр" о ликвидации и назначении ликвидатора - отказать.
Председательствующий Е.В. СИДОРЕНКОВА
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Д.А. ЦУКАНОВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.