Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО " " ... "" " Ф.И.О. "2 на решение судьи Павловского районного суда Краснодарского края от " ... " по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением врио начальника ОНД и ПР " ... " от " ... " " ... " генеральный директор ООО " " ... "" (далее также Общество) " Ф.И.О. "2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Павловского районного суда Краснодарского края от " ... " постановление " ... " от " ... " оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО " " ... "" " Ф.И.О. "2 просит решение судьи отменить по причине их незаконности, прекратив производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано на недоказанность вины руководителя Общества в совершении административного правонарушения, а так же на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "3 поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила решение судьи отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В письменных возражениях и.о. прокурора " ... " " Ф.И.О. "4 просит решение судьи районного суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Указывает, что доводы лица, привлеченного к административной ответственности, не основаны на законе и противоречат установленным фактическим обстоятельствам.
Административный орган и прокуратура " ... " не обеспечили явку представителей в судебное заседание, о месте и времени заседания извещались надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки представили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судья Краснодарского краевого суда полагает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя " Ф.И.О. "2, проверив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения судьи районного суда.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, " ... " в ходе совместной проверки прокуратуры " ... " и УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в помещениях здания медицинского центра ООО " " ... "" по адресам: Краснодарский край, " ... " "А", Краснодарский край, " ... ", выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, НПБ 88-2001, СНиП 21-01-97*; ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Так, в результате проверки по адресу: Краснодарский край, " ... " "А" выявлены следующие нарушения: на лестницах первого этажа отсутствуют перила (п. 6.28* СНиП 21-01-97*); планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют предъявляемым требованиям раздела п. 4.5.1 ГОСТР " ... "-2009; ширина горизонтальных участков путей эвакуации на 1 этаже менее 1 метра (п. 6.27 СНиП 21-01-97*); не обеспечено исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе, обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п.43 ППР. разд. 1 НПБ 160-97, ГОСТР " ... "-2001); здание не обеспечено указателями направления движения к пожарным гидрантам или водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения (п. 55 ППР).
Кроме того, по адресу: Краснодарский край, " ... " выявлены следующие нарушения: не обеспечено исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 43 ППР. разд. 1 НПБ 160-97, ГОСТР " ... "-2001); выходы в чердак не предусмотрены через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м. (п.8.4* СНиП 21-01-97*); здание не обеспечено указателями направления движения к пожарным гидрантам или водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения (п. 55 ППР); система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии, так как отсутствуют датчики пожарной сигнализации в коридоре 2 этажа, в медкабинете, служебном помещении (п.61 ППР); пути эвакуации со второго, третьего этажей не соответствуют требованиям п. 6.13* СНиП 21-01-97*; на путях эвакуации допускается устройство лестниц криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи (п. 6.28* СНиП 21-01-97*); на путях эвакуации выполнено устройство ступеней с различной высотой в пределах марша лестницы (п.6.28* СНиП 21-01-97); высота путей эвакуации через лестницу менее 2 м. (п. 6.27 СНиП 21-01-97*); под лестничным маршем допускается устройство кладовки и хранение горючих материалов (п. 23 ППР РФ).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от " ... " N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Настоящим законом регулируются отношения в области обеспечения пожарной безопасности, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от " ... " N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности предполагают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Постановление Правительства РФ от " ... " " ... " утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно положениям пункта 23 Правил, на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Как установлено пунктом 43 Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
В соответствии с пунктом 55 Правил, руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как установлено пунктом 61 Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Как установлено статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
" Ф.И.О. "2, являясь генеральным директором ООО " " ... "", допустил приведенные выше нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности Общества.
Вина " Ф.И.О. "2 в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу письменными доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от " ... "; информацией УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о противопожарном состоянии объектов надзора, проведенных согласно поручению от " ... " " ... " с приложенным к ней фотоматериалом; фототаблицей; объяснениями генерального директора Общества и объяснениями должностного лица административного органа, другими материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях генерального директора ООО " " ... "" " Ф.И.О. "2 установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств административного дела, характера совершенного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления врио начальника ОНД и ПР " ... " от " ... " " ... " о привлечении генерального директора ООО " " ... "" " Ф.И.О. "2 к административной ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о недоказанности вины и об отсутствии в действиях директора Общества состава административного правонарушения как такового не может являться основанием к отмене или изменению решения судьи, поскольку противоречит установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлен на иную оценку - в интересах подателя жалобы - исследованных судьей доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы судебного постановления.
Согласно пунктам 1, 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
Ссылка подателя жалобы на СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" относительно категорирования помещений с массовым пребыванием людей является несостоятельной, поскольку согласно пункту 1.1 указанного Свода Правил, настоящий акт устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Доводы жалобы о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности как таковой, в том числе, о нарушении требований действующего законодательства при проведении проверки судья вышестоящей инстанции находит несостоятельными, поскольку проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении Общества проводилась в рамках прокурорского надзора на основании утвержденного плана работы прокуратуры района. С результатам проведенной проверки генеральный директор ООО " " ... "" " Ф.И.О. "2 ознакомлен " ... ", действия прокуратуры " ... " в административном порядке не обжаловал, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Требования приведенной нормы распространяются на получение доказательств по делу об административном правонарушении государственными и муниципальными органами контроля (надзора) при проведении проверок в рамках Федерального закона от " ... " N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требования устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Довод жалобы о том, что ООО " " ... "" не является собственником зданий по " ... "А и по " ... ", также не может быть принят вышестоящей инстанции, поскольку здания, используемые в хозяйственной деятельности ООО " " ... "", переданы " Ф.И.О. "2 (Арендодатель) юридическому лицу (Арендатор) на праве аренды, что следует из представленный материалов, в том числе, из текста жалобы.
Согласно пункту 2.2.1 договора аренды " ... " от " ... ", арендатор обязан использовать переданные помещения в качестве медицинского амбулаторно-поликлинического учреждения.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона от " ... " N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководитель организации, в том числе, обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства.
Исходя из приведенных нормоположений, руководитель организации несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности юридическим лицом.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей нижестоящей инстанции допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм действующего законодательства, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
При таких обстоятельствах решение судьи Павловского районного суда Краснодарского края от " ... " является правильным, законным, обоснованным и не подлежащим отмене, изменению.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Павловского районного суда Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.