Судья Краснодарского краевого суда " Ф.И.О. "8, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КК и РА " Ф.И.О. "2 на решение судьи Анапского районного суда от " ... "г., по административному делу о привлечении ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
установил:
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" обратился в Анапский районный суд с жалобой на постановление вынесенное старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 " ... "- НО-ОЗ от " ... ", которым ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решением судьи Анапского районного суда Краснодарского края от " ... " жалоба Федерального Государственного Бюджетного учреждения Государственный природный заповедник "Утриш" на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 " ... "-НО-03 от " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ удовлетворена, постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 " ... "-НО-03 от " ... " о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере " Ф.И.О. "9 ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" отменено, производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным решением суда, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 подала на него жалобу, в которой просила восстановить процессуальный срок, решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заслушав представителей Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея по доверенности " Ф.И.О. "3 и " Ф.И.О. "4 поддержавших доводы жалобы, представителя ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" по доверенности " Ф.И.О. "7, просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражения на нее, судья вышестоящей инстанции полагает правильным решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Как предусмотрено статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей первой инстанции при рассмотрении дела без внимания.
Решение Анапского районного суда Краснодарского края от " ... " получено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и " ... " " ... ", а жалоба на решение судьи отправлена в суд согласно штемпеля на конверте " ... ", то есть в установленный законом срок. На основании изложенного, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу, что срок для обжалования решения судьи Анапского районного суда не пропущен.
Как следует из материалов дела, в период с 07 апреля по " ... ", Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и " ... " в отношении ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки готовности Учреждения к пожароопасному летнему периоду 2016 г. По результатам проверки, " ... "г. старшим государственным инспектором " Ф.И.О. "3 составлен акт проверки " ... "-Н, выданы предписания: " ... "-Н-З - о направлении отчёта об охране и защите лесов на территории лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш" в уполномоченный орган, установлен срок исполнения до 01.06.2016г.; " ... "-Н-2 - об устранении нарушений в части отсутствия необходимого для обеспечения пожарной безопасности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, предусмотренного планом тушения лесных пожаров на территории лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш" на период пожароопасного сезона 2016 года, установлен срок исполнения до 01.06.2016г.; " ... "-Н1 - об устранения нарушения, в части отсутствия разработанного в установленном законом порядке проекта освоения лесов, а также заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, установлен срок исполнения до 03.10.2016г.
Постановлением о назначении административного наказания " ... "Ю-НО-З от 19.05.2016г., вынесенным старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2, юридическое лицо ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена 4.1 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регулируются Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ").
ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" вменяется в вину нарушение ст. ст. 51.53.88.89 Лесного кодекса РФ и Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ". При этом конкретные нарушенные нормы Правил пожарной безопасности в постановлении о назначении наказания не указаны.
В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящийся на территории заповедника, предоставляются ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Однако, до настоящего времени права ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" на земельные участки не оформлены и оно не является пользователем (владельцем) лесных участков, не несет ответственность за соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, поэтому не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Судья нижестоящей инстанции пришел к выводу, что субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ по делу не доказана и имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
С данным выводом судья вышестоящей инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Установлено, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от " ... " " ... " ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Положением о государственном природном заповеднике "Утриш", утвержденном Приказом Минприроды РФ от " ... " " ... ", регламентирован режим особой охраны территории заповедника.
С целью выполнения распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования " Ф.И.О. "5 (исх. от " ... " N АС-02-04-3 6/3 659), выданного на основании поручения Правительства Российской Федерации от " ... " N АХ-П4-471, Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " (далее - Управление) была организована и проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, в части готовности особо охраняемых природных территорий федерального значения к пожароопасному летнему периоду 2016 года.
Полномочия Управления регулируются Положением об Управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от " ... " " ... ", на момент проведения проверки Полномочия Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " регулировались Положением об Управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от " ... " " ... ".
На основании п. 4.1.2 Положения об Управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от " ... " " ... ", Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, а именно: государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ", регулируются полномочия Федеральной службе по надзору в сфере природопользования ( " ... ").
Кроме того, в п. 20 Приказа Минприроды РФ от " ... " " ... " "Об утверждении положения о государственном природном заповеднике "Утриш" указано на то, что на территории заповедника контроль и надзор в области организации и функционирования заповедника, в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Режим особой охраны территории заповедника, в соответствии с п. 10 Положения о Государственном природном заповеднике "Утриш", утвержденном приказом Минприроды РФ от " ... " " ... " допускает мероприятия и деятельность на территории заповедника направленные на поддерживание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность.
В соответствии с подп. 1 п. 21 устава Государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш", Учреждение должно осуществлять выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятий, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных пожаров и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками).
В соответствии с п. 22 устава Государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш", планы мероприятий по осуществлению вышеперечисленных видов деятельности Учреждения утверждаются Минприроды России.
В соответствии с п. 12 Приказа Минприроды Российской Федерации от " ... " " ... " "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N417.
В соответствии с п.З главы I Постановления Правительства РФ от " ... " " ... " "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" разработан и утвержден директором Департамента политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России " ... " план тушения лесных пожаров на территории лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш" на период пожароопасного сезона 2016 года. Однако, резерв пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, на момент проведения проверки не соответствовал предоставленному плану тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2016 года.
В соответствии с п. 13 устава Государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш" Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории Государственный природный заповедник "Утриш" предоставляются Учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно лесохозяйственного регламента лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш", утвержденного " ... " директором департамента политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды " Ф.И.О. "6 Юрмановой, а также пп. 5 п. 10 устава Государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш" разрешено использование лесов для научно- исследовательской деятельности.
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" использует леса для научно исследовательской деятельности. На территории заповедника обустроено несколько экскурсионных экологических троп и маршрутов. Научно-исследовательская деятельность регламентируется Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденными приказом МПР РФ от " ... " " ... ".
Согласно данных правил для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду. Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, проектом освоения лесов.
В п. 7 настоящих Правил указано, что Государственные учреждения, муниципальные учреждения, другие научные организации, образовательные организации, использующие леса для научно- исследовательской и образовательной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов и выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.
Указанные обстоятельства оставлены судьей без внимания, оценка в судебном постановлении им не дана.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей не соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, постановление судьи подлежит отмене, а дело - направлению судье на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и постановить законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьей 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея старшего государственного инспектора " Ф.И.О. "2 удовлетворить.
Решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от " ... " отменить.
Дело возвратить судье на новое рассмотрение.
Судья
" Ф.И.О. "11
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
" Ф.И.О. "10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.