Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Морозовой Н.А., Перовой М.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Кирюшиной М.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов Краснодарского края в лице заместителя министра Медянцева Д.В. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с исковым заявлением к Мишечко В.В. о расторжении договора аренды лесного участка и сносе самовольно построенных сооружений.
В обоснование требований указано, что Мишечко В.В., приняв на себя обязательства по договору аренды лесного участка от 05.04.2012 года N " ... ", исполнял их ненадлежащим образом.
В результате проведенного ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" обследования, в соответствии с актом от 13.07.2016 года N б/н установлено, что Мишечко В.В. пользуется имуществом (лесным участком) с существенным нарушением условий договора аренды лесного участка, им на участке установлен полутораэтажный деревянный сруб на бетонных опорах 6м х 6,5м, а также навес 1,5м х 6м.
Указанное сооружение имеет признаки капитального строительства, что противоречит общепринятым нормам действующего законодательства, а именно: ст.41 ЛК РФ, п.6 Правил использования лесов, утверждённых Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N62.
Более того, возведённое сооружение построено с существенным нарушением проекта освоения лесов, поскольку имеет признаки капитальности, и его перемещение невозможно без нанесения значительного повреждения сооружению и ущерба лесному фонду. Просили расторгнуть договор аренды лесного участка и снести самовольно построенные сооружения, в связи с чем обратились в суд.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2016 года в удовлетворении иска Министерства природных ресурсов Краснодарского края к Мишечко В.В. о расторжении договора аренды лесного участка и сносе самовольно построенных сооружений отказано.
В апелляционной жалобе заместитель министра Министерства природных ресурсов Краснодарского края Медянцев Д.В. просит решение суда отменить, как незаконное, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В возражении на апелляционную жалобу Мишечко В.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Лысенко Е.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.2 ст.3 Лесного Кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, урегулированы гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ и (или) другими федеральными законами. Кроме того, если иное не установлено ЛК РФ и (или) другими федеральными законами, к указанным отношениям применяются нормы Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.9 ЛК РФ, право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 71 ЛК РФ определяет порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так, в силу ч.3 данной статьи к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 05.04.2012 года между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ИП Кущ И.А. заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности N " ... "
На основании постановления главы администрации Краснодарского края от 19 октября 2012 года N1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения к министерству природных ресурсов Краснодарского края, о чем свидетельством от 17 января 2013 года серия 23 N007886494 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Свидетельством от 11 апреля 2013 года серия 23 N009032735 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
По договору от 26.09.2012 года Nб/н о передаче прав и обязанностей (переуступке) по договору аренды лесного участка от 05.04.2012 года N " ... " права и обязанности арендатора переданы Мишечко В.В.
Таким образом, между истцом и ответчиком заключён договор аренды лесного участка N " ... ", в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, определённый в пункте 1.2 договора (площадью 0,0998 га, местоположение: " ... "). Срок действия договора 45 лет (раздел 7 договора). Арендатору передан лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности.
Договор зарегистрирован в УФСГРКиК по Краснодарскому краю в установленном законом порядке.
Пунктом 3.3.2 договора установлено, что арендатор имеет право возводить в установленном порядке па срок лесопользования временные строения и сооружения, связанные с осуществлением данного вида лесопользования, а также осуществлять благоустройство этого лесного участка. Указанные мероприятия осуществляются арендатором на основании правил использования лесов для данного вида лесопользования и проектом освоения лесов.
В соответствии с п.3.4.1 договора предусмотрена обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и заключенным договором.
В силу п.8.6 договора, существенным условием договора является соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов.
В результате проведенного Государственным казенным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" обследования лесного участка площадью 0,0998 га, местоположение: " ... ", установлен факт возведения ответчиком полутораэтажного деревянного сруба на бетонных опорах 6м х 6,5м, а также навеса 1,5м х 6м, что подтверждается актом от 13.07.2016 года.
Вместе с тем, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст.25 настоящего Кодекса (ч.1 ст.72 ЛК РФ).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.25 ЛК РФ предусмотрен такой вид использования лесов, как использование лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Статья 41 ЛК РФ рассматривает рекреационную деятельность как организацию отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности").
Поскольку актом осмотра лесного участка от 13.07.2016 года установлено, что на спорном земельном участке возведен деревянный объект из деревянного бруса, установленный на бетонных опорах без заглубления размером 6м х 6,5м, а также навес размером 1,5м х 6м, то данное строение не может являться капитальным, и следовательно, полностью соответствует проекту освоения лесного участка.
Более того, как установлено судом первой инстанции, в акте осмотра от 13.07.2016 года отсутствует ссылка о том, что вышеуказанное строение имеет признаки капитальности.
Согласно положениям п.6 ч.1 ст.21 и ст.41 ЛК РФ, в лесах допускается строительство и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры при осуществлении рекреационной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек в соответствии с проектом освоения лесов (п.2 ст.41 ЛК РФ).
Суд первой инстанции установил, что договор аренды земельного участка и разработанный проект освоения лесов предусматривают возможность возведения на арендованном участке лесного фонда двух временных построек.
Таким образом, принимая во внимание нормы Лесного Кодекса РФ, положения указанного договора аренды и проекта освоения лесов, городской суд правомерно указал, что ответчиком требования действующего законодательства нарушены не были.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции справедливо сделан выводу о том, что исковые требования министерства природных ресурсов Краснодарского края удовлетворению не подлежат.
Часть 1 ст.56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, соответствуют требованиям ст.67 ГПК РФ, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение городского суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края в лице заместителя министра Медянцева Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.