Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Гончаровой С.Ю, Заливадней Е.К.
при секретаре Дмитриевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску " Ф.И.О. "1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Краснодарском крае о признании границ земельного участка согласованными;
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом на заочное решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 01 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи " Ф.И.О. "9 об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "1 обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Краснодарском крае об установлении границы между земельным участком с кадастровым номером " ... ", расположенным по адресу: " ... " и земельным участком с кадастровым номером " ... " по границе земельного участка с кадастровым номером " ... ", и признании границ земельных участков согласованными.
В судебном заседании " Ф.И.О. "1 уточнила исковые требования, а именно, просила указать в решении суда, что оно является основанием для внесения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю изменений в государственный кадастр недвижимости в части границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером " ... " и приведение его в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", в остальной части исковые требования поддержала. Требования обосновала тем, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок площадью " ... " кв.м с кадастровым номером " ... ", из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, по адресу: " ... ". Она получила в администрации МО " ... " разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке и возвела жилой дом. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке. Желая получить в собственность арендуемый земельный участок, обратилась с заявлением в администрацию Тенгинского сельского поселения " ... ". Из ответа администрации следует, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости ее земельный участок частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " - Джубгского лесничества. Земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Поэтому администрация Тенгинского сельского поселения " ... " не вправе распоряжаться такими земельными участками. При постановке ее земельного участка на кадастровый учет, границы ее участка согласованны с администрацией Тенгинского сельского поселения " ... " и ГУ КК "Комитет по лесу Джубгское лесничество". Она также обращалась к ответчику за согласованием границ своего земельного участка, но получила ответ, что Территориальное управление должно обеспечивать сохранение границ и площадей земельных участков, находящиеся в собственности Российской Федерации, уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", приведет к изменению конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ". По ее мнению отказ в согласовании границ арендуемого ей земельного участка препятствует оформлению межевого плана, установлению границ данного участка, а, следовательно, нарушает ее право на приобретение указанного земельного участка в собственность.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Краснодарском крае в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица администрации Тенгинского сельского поселения " ... ", действующая на основании доверенности " Ф.И.О. "6, не возражала против удовлетворения заявленных " Ф.И.О. "1 исковых требований.
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, действующий на основании доверенности " Ф.И.О. "7, также не возражал против удовлетворения заявленных " Ф.И.О. "1 исковых требований.
Заочным решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены.
Суд установилграницу между земельным участком с кадастровым номером " ... " расположенным по адресу: " ... " и земельным участком лесного фонда с кадастровым номером " ... " по границе земельного участка с кадастровым номером " ... ", в соответствии с межевым планом от " ... ", подготовленным кадастровым инженером " Ф.И.О. "8, который является неотъемлемой частью настоящего решения суда.
Признал границы земельного участка с кадастровым номером " ... " определенные при его межевании, по адресу: " ... ", согласованными с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером " ... " в соответствии с межевым планом от " ... ", подготовленным кадастровым инженером " Ф.И.О. "8, который является неотъемлемой частью настоящего решения суда.
Кроме того указал, что настоящее решение является основанием для внесения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю изменений в государственный кадастр недвижимости в части границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером " ... " и приведения его в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае просит отменить решение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае просил жалобу удовлетворить, а " Ф.И.О. "1 просила в удовлетворении жалобы отказать.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключаемого по результатам торгов " ... " от " ... " " Ф.И.О. "1 предоставлен в аренду, сроком на 10 лет, земельный участок площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... ", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: Краснодарский край, " ... ".
Постановлением администрации МО " ... " от " ... " " ... " утвержден градостроительный план земельного участка " Ф.И.О. "1, с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " для индивидуального жилищного строительства.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО " ... " " ... " выдано разрешение на строительство N Ru " ... ", которым " Ф.И.О. "1 разрешено строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, площадью " ... " кв.м, площадь застройки " ... " кв.м, этажность - 2, по адресу: " ... ".
Согласно свидетельству государственной регистрации права серия 23-АЛ " ... " от " ... " " Ф.И.О. "1 является собственником жилого дома, общей площадью " ... " кв.м, с кадастровым номером " ... ", этажность: 2, расположенного по адресу: " ... ".
Судом установлено, что для получения арендуемого земельного участка в собственность " Ф.И.О. "1 обратилась в администрацию Тенгинского сельского поселения " ... " с соответствующим заявлением.
Согласно ответу администрации Тенгинского сельского поселения " ... " от " ... " " ... ", земельный участок с кадастровым номером " ... ", частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " Джубгского лесничества, категория земель - земли лесного фонда с разрешенным использованием - для ведения лесного хозяйства Лермонтовского участкового лесничества в составе Джубгского лесничества. Земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Администрация Тенгинского сельского поселения " ... " не вправе распоряжаться такими земельными участками. До устранения накладки с землями лесного фонда, предоставить в собственность за плату земельный участок, не представляется возможным.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером " ... " внесен в государственный кадастр недвижимости " ... ", границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением главы Тенгинского сельского поселения " ... " от " ... " " ... " утвержден проект границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства в " ... ", категория земель: земли населенных пунктов.
В соответствии с положениями Федерального закона от " ... " N 121-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Настоящее требование, как это следует из положений этого Федерального закона, направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка. Процесс согласования местоположения границ земельных участков регламентирован в ст. 39 этого же Федерального закона. Результат согласования местоположения границ в соответствии со ст. 40 упомянутого Федерального закона оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка действительно считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 ст. 40 данного закона.
В соответствии с актом согласования границ земельного участка в кадастровом квартале, по адресу: " ... ", границы земельного участка согласованы с правообладателями земельных участков или их представителями, а именно с администрацией Тенгинского сельского поселения " ... " и ГУ КК "Комитет по лесу Джубгское лесничество".
Также из материалов дела следует, что " Ф.И.О. "1 обратилась в МБУ "Комитет земельных отношений муниципального образования " ... "" для составления плана земельного участка и согласования местоположения границ земельного участка с Территориальным управлением Росимущества в Краснодарском крае, в целях устранения накладки границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером " ... ", и дальнейшего его приобретения в собственность.
В материалах дела имеет место межевой план земельного участка от " ... " составленный кадастровым инженером " Ф.И.О. "8, а также акт согласования местоположения границы земельного участка.
В ходе проведения землеустроительных работ было подтверждено, что границы межуемого земельного участка площадью " ... " кв.м с кадастровым номером " ... " внесенные в государственный кадастр недвижимости накладываются на земельный участок с кадастровым номером " ... " предназначенным для ведения лесного хозяйства Лермонтовского участкового лесничества в составе Джубгского лесничества, который имеет декларативные границы и площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости.
Указанный межевой план от " ... " и акт согласования местоположения границы земельного участка были направлены в Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае, для согласования границ земельного участка.
Из ответа Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае от " ... " " ... ", усматривается, что " Ф.И.О. "1 отказано в согласовании границ участка на том основании, что Территориальное управление должно обеспечивать сохранение границ и площадей земельных участков, находящиеся в собственности Российской Федерации, в площадях и размерах, определенных соответствующими правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами. Уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", приведет к изменению конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ". В случае если по кадастровым сведениям границы земельного участка пересекаются с другим (и) и при этом возникает земельный спор, то согласно статьи 64 Земельного кодекса РФ указанный спор должен быть рассмотрен исключительно в судебном порядке.
По данным публичной кадастровый карты, размещенной в сети Интернет на портале государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по адресу http ://pkk5. rosreestr.ru/ (далее - ПКК), государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), земельный участок с кадастровым номером " ... " расположенный в кадастровом квартале " ... " имеет площадь " ... " кв.м, относится к землям лесного фонда- Лермонтовского участкового лесничества в составе Джубгского лесничества, поставлен на государственный кадастровый учет с декларированной площадью и определением координат с недостаточной точностью " ... ", т.е. без уточнения границ, координат этих границ и согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, права которых могли быть затронуты.
Для разрешения спора по делу была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по " ... ".
Из заключения эксперта от " ... " следует, что земельный участок с кадастровым номером " ... ", имеет кадастровый паспорт, соответствующий материалам межевания. Межевание земельного участка с кадастровым номером " ... " расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", было осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Имеется согласование границ с руководителем ГУ КК "Джубгский опытный лесхоз". На основании выше изложенного можно сделать вывод, что при определении координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером " ... " расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... " не было допущено кадастровой ошибки.
Также эксперт указал, что основное строение жилой дом, подпорные стены, хозпостройки, участки ограждения исследуемого земельного участка находятся в пределах кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... " В Государственном кадастре недвижимости фактические границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером " ... " не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. не уточнена площадь земельного участка. Определить наложение не представляется возможным, так как границы участка лесного фонда с кадастровым номером " ... " декларативно и не соответствуют материалам межевания, а так же не произведено согласование границ со смежными участками.
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, в том числе заключение эксперта, пришел к правильному выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером " ... " с декларированной площадью и отсутствие согласования его границ со смежными участками, привело к тому, что истец лишена возможности поставить свой участок на кадастровый учет в границах, обозначенных в межевом плане от " ... " и соответственно получить его в собственность.
При этом суд учел, что согласно данным ГКН указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, земельный участок предоставлялся " Ф.И.О. "1 из земель населенных пунктов администрацией МО " ... " и никогда не относился к землям лесного фонда. Решения о прекращении права аренды на земельный участок или на его часть не принималось.
Кроме того, при постановке арендуемого истцом земельного участка, а также жилого дома, на кадастровый учет, ФГБУ "ФКП Росреестра" не выявило каких-либо накладок на границы земельного участка лестного фонда.
При этом границы арендуемого " Ф.И.О. "1 земельного участка, не изменялись с момента предоставления земельного участка, и соответствуют границам земельного участка на момент его выделенная, данные границы были согласованны с администрацией Тенгинского сельского поселения " ... " и ГУ КК "Комитет по лесу Джубгское лесничество".
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Краснодарском крае в согласовании границ указанных выше земельных участков, незаконен и нарушает право " Ф.И.О. "1, на выкуп принадлежащего ей на праве аренды земельного участка, и находит вывод суда о наличии оснований для восстановления нарушенного права " Ф.И.О. "1, правильным.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02 февраля 2017 года по делу по иску " Ф.И.О. "1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Краснодарском крае о признании границ земельного участка согласованными оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.