Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей: Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Бондаренко Д.И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Климченко О.И. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 07 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Климченко О.И. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указала, что с 23 января 2004 года между истцом и Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) заключен контракт о прохождении службы в МВД Чеченкой Республики сроком на один год. По истечении срока действия контракта 23 января 2005 года заключен новый контракт о прохождении службы в МВД Чеченской Республики сроком на два года. Согласно пункту 3.10 контракта от 23 января 2004 года и пункту 3.9 контракта от 23 января 2005 года МВД России взяло на себя обязательство предоставить истцу квартиру (жилое помещение) на территории Российской Федерации по месту расположения органов внутренних дел (подразделений), откуда истец была перемещена по службе в МВД Чеченской Республики, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в течение одного года по истечении трехгодичною контракта или трех контрактов сроком на один год. Предусмотренные контрактами обязательства исполнены Климченко О.И. надлежащим образом. После исполнения обязательств по контракту истцом неоднократно подавались рапорты руководству ГУВД Краснодарского края об обеспечении ее квартирой (жилой площадью) в соответствии с условиями контрактов. 21 сентября 2016 года истцу направлен письменный отказ в предоставлении жилого помещения, который мотивирован тем, что истец не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОМВД России по Апшероискому району, ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим права истца, в связи с чем обратилась с иском в суд за защитой нарушенного права.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 07 февраля 2017 года Климченко О.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Климченко О.И. просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Климченко О.И. о времени и месте судебного заседания извещена в соответствии с требованиями ст.ст. 113, 116 ГПК РФ, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений. С учетом наличия надлежащего извещения, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Климченко О.И. по доверенности Макейчук А.В., поддержавшего доводы жалобы, а также представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Дудареву В.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 23 января 2004 года между Климченко О.И. и МВД РФ заключен контракт о прохождении службы в МВД Чеченкой Республики.
23 января 2005 года между Климченко О.И. и МВД РФ заключен новый контракт о прохождении Климченко О.И. службы в МВД Чеченской Республики в должности начальника отделения бухгалтерского учета и отчетности сроком на два года.
Пунктами 3.10 контракта от 23 января 2004 года, 3.9 контракта от 23 января 2005 года предусмотрено предоставление сотрудникам квартиры (жилое помещение) на территории субъекта Российской Федерации по месту расположения органов внутренних дел (подразделений), откуда они были перемещены по службе в МВД Чеченской Республики и его территориальные органы внутренних дел, как нуждающимся в улучшении жилищных условий в течение одного года по истечении трехгодичного контракта или трех контрактов сроком на один год.
Судом установлено, что Климченко О.И. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 04 апреля 1996 года по настоящее время.
Также установлено, что 13 августа 2015 года Климченко О.И. обратилась в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с рапортом по вопросу предоставления ей жилого помещения.
Однако письмом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... " истцу в предоставлении жилого помещения отказано. Отказ мотивирован тем, что Климченко О.И. на учете нуждающихся и улучшении жилищных условий в ОМВД России по Апшеронскому району, ГУ МВД России по Краснодарскому не состоит и ранее не состояла, в связи с чем правовых оснований для предоставления ей жилого помещения в г. Апшеронске Краснодарского края не имеется.
12 сентября 2016 года Климченко О.И. вновь обратилась к ответчику с рапортом по вопросу предоставления ей жилого помещения.
Согласно ответу от 21 сентября 2016 года ответчик указал, что ранее, 21 августа 2015 года, заявленное требование было рассмотрено и даны соответствующие разъяснения.
Так, письмом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... " " ... " разъяснено, что приказом МВД Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 1082 "О дополнительных мерах но кадровому обеспечению МВД Чеченской Республики и eго территориальных органов внутренних дел" было предусмотрено предоставление сотрудникам квартиры (жилого помещения) на территории субъекта Российской Федерации по месту расположения органон внутренних дел (подразделений), откуда они были перемещены на службу в МВД Республики и его территориальные органы внутренних дел, нуждающимся в (улучшении жилищных условий в течение одного года по истечении срока трехгодичного контракта или трех контрактов сроком на один год (пункт 3.5).
Из содержания заключенных с истцом контрактов усматривается, что предоставление жилья сотрудникам органов внутренних дел было поставлено в зависимость от признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществлялось путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указывались конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивалось после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
Статьей 30 Закона "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, изложенным в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий подлежали принятию на соответствующий учет по месту жительства либо по месту работы (службы).
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел Краснодарскою края до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года) осуществлялось в соответствии с требованиями Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утв. Приказом МВД России от " ... " " ... ", Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утв. решением Краснодарского крайисполкома и президиума крайсовпрофа от " ... " N " ... "
В соответствии с п. 2 Приказа МВД РФ от " ... " " ... " "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений но месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами объектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
С учетом пункта 3 названного приказа перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что основанием для предоставления гражданину жилого помещения является признание этого гражданина в установленном законом порядке и на законных основаниях малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ответу отдела МВД России по Ашеронскому району от " ... " " ... " Климченко О.И., 23 января 2004 года откомандированна для дальнейшего прохождения службы в УВД МВД по Чеченской Республике, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОВД Апшеронского района не состояла.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Климченко О.И. ссылалась на нарушения ответчиком обязательств, указанных в контракте.
Между тем, условие о предоставлении жилого помещения в указанные контракты было внесено на основании Приказа МВД Российской Федерации от " ... " " ... ".
Суд правильно указал, что процедура постановки на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. В силу ст. ст. 35, 56 ГПК РФ, гражданский процесс носит состязательный характер, при этом каждая сторона имеет не только право, но и должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, тогда как истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих принятие ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. Также отсутствуют доказательства обращения истца с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таком положении, принимая во внимание, что материалами дела не подтвержден факт нарушения прав истца, нарушений процессуальных прав истца судебная коллегия не усматривает, полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 07 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Климченко О.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.