Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей: Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре " Ф.И.О. "7
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2016 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
" Ф.И.О. "1 обратился в суд с иском к Администрации МО " ... ", Министерству труда и социального развития Краснодарского края, третье лицо: Управление по вопросам семьи и детства администрации МО " ... " о признании права на обеспечение жилым помещением, в котором просит суд признать за " Ф.И.О. "1 право на обеспечение жилым помещением, относящегося к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках Федерального закона РФ от 21.12.1996г " ... "- ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закона Краснодарского края от 15.04.2013г. " ... " "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае.
Исковые требования мотивирует тем что, " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, согласно записи в свидетельстве о рождении имел родителей: отец " Ф.И.О. "2, который умер " ... " мать " Ф.И.О. "3, умершая " ... " Согласно свидетельства о расторжении брака, брак прекращен " ... " на основании судебного решения Кавказского райсуда от " ... " В связи с тем, что он остался без попечения родителей, его опекуном была сестра истца " Ф.И.О. "4, которая выполняла свои обязательства до его совершеннолетия. Он обучался в период с 1992г. по 2003г. в средней школе " ... " " ... ", по окончанию которого продолжил обучение в училище " ... " Государственное образовательное училище начального профессионального образования. Истец числится собственником частного домовладения, расположенного по адресу: " ... ", общей площадью 16,4 кв.м. (из них 6,8 жилого помещения, которое досталось ему от доли наследства родителей на основании определения Кавказского райсуда от " ... ". В данном домовладении проживать невозможно, т.к, произошел пожар 26.12.2006г., что подтверждается справкой ОГПН " ... "а от 28.03.2007г. и Постановлением Администрации МО " ... " от 05.08.2016г. " ... " "Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении " Ф.И.О. "1, 27.04.1986г. рождения" и Заключением межведомственной комиссии Администрации МО " ... "а от 27.07.2016г " ... ".
Считает, что в соответствии с действующим законодательством РФ он имел и имеет право на дополнительные гарантии и обеспечение его жилым помещением, однако в силу своего малого жизненного опыта, полной юридической неграмотности опекуна никто не обращался с заявлением о включении истца в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По результатам его обращения о решении жилищной проблемы, он получил полный отказ в Приказе Министерства труда и социального развития Краснодарского края за " ... " от 31.05.2016г. с рекомендациями обращения в суд и иском о защите нарушенных прав.
Просит суд признать за " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения право на обеспечение жилым помещением, относящегося к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках Федерального закона РФ от 21.12.1996г N 159- ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закона Краснодарского края от 15.04.2013г. N 384 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помешениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае.
В судебном заседании истец " Ф.И.О. "1 и его представитель " Ф.И.О. "8 требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель Администрации МО " ... " в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и просит отказать " Ф.И.О. "1 в удовлетворении заявленных исковых требований о признании права на обеспечение жилым помещением в полном объеме, так как истец в установленный законом срок не воспользовался своим правом без уважительных на то причин.
В судебное заседание представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края не явился, предоставил отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя. С учетом выяснения вопроса уважительности пропуска срока истцом подачи заявления о включении в список.
Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации МО " ... " в судебное заседание не явился, уведомлен судом о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, ранее предоставила отзыв на исковое заявление, в котором считает, что " Ф.И.О. "1 имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " отказано в удовлетворении искового заявления " Ф.И.О. "1
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 просит решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывается, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ч.1 ст.7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.
Данный вывод подтверждает Приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от " ... " " ... " "Об отказе во включении " Ф.И.О. "1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями".
Таким образом, включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения Министерства труда и социального развития Краснодарского края (ч. 3 статьи 7 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "
При этом на администрацию муниципального образования " ... " возложены обязанности по приему заявлений о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список (ч. 7 статьи 7 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ), а также в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", муниципальное образование " ... " осуществляет государственные полномочия по обеспечению, приобретению, строительству и предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета муниципальному образованию на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение данных субвенций утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию.
Истцом не предоставлены доказательства уважительности не обращения в уполномоченный орган по вопросу включения в список в установленные законом сроки.
Ссылку на юридическую безграмотность как основание для восстановления срока для постановки на учет, суд принять не может, поскольку считает ее не уважительной причиной пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с ч.8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет, " Ф.И.О. "1 обратился в суд с заявлением о признании права на обеспечение жилым помещением в сентябре 2016 года, в " ... "
Подать заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, он должен был в период с мая 2004 года по май 2009 года, то есть с 18 до 23 лет. Однако им этого сделано не было. Доказательств невозможности подать заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, им не представлено.
Истцом не подтверждены условия, указанные в части 1 статьи 5 Закона Краснодарского края от " ... "г. " ... " возникновения права на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от " ... "г. " ... " "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Истцом не предоставлены доказательства того, что он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений на территории " ... ".
Истец ссылается на установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу; " ... ", при этом доказательств того, что истец лишен возможности иным способом воспользоваться правом на получение жилого помещения, не согласно Закону Краснодарского края от " ... "г. " ... " "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", не предоставлено.
Допрошенная свидетель " Ф.И.О. "4 пояснила, что истец приходится ей братом. С 1998 года находится у нее под опекой. Вопрос о получении " Ф.И.О. "1 жилого помещения как ребенком-сиротой постоянно стоял у них и, она неоднократно обращалась к главе администрации по вопросу получением им жилья, однако результатов это не принесло.
Суд не может принять доводы свидетеля " Ф.И.О. "4 в качестве доказательства обращения в администрацию по вопросу получения " Ф.И.О. "1 жилья, так как в судебном заседании свидетель пояснила, что доказательств обращения к главе администрации она суду предоставить не может, соответственно, к данным показаниям суд относится критически.
При таких обстоятельствах суд посчитал необходимым " Ф.И.О. "1 в удовлетворении исковых требований отказать.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях норм процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу " Ф.И.О. "1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.