Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "8,
судей " Ф.И.О. "7, " Ф.И.О. "9
при секретаре " Ф.И.О. "3,
по докладу " Ф.И.О. "7,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Краснодарлекраспром" по доверенности " Ф.И.О. "4 на решение Прикубанского районного суда " ... " от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, и Дачное некоммерческое партнерство "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов" "Витязь" обратились в суд с иском к администрации МО " ... ", Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства и обязать принять решение об утверждении материалов предварительного согласования.
Решением Прикубанского районного суда " ... " от " ... " исковые требования " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, Дачного некоммерческого партнерства "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства и обязании принять решение об утверждении материалов предварительного согласования удовлетворены.
Суд принял отказ " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" от иска в части признания незаконным бездействия Администрации МО " ... ", выразившегося в не подготовке и не принятии в установленные законодательством сроки решения о предоставлении ДНП "Витязь" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101001:993 общей площадью 10,44 га по адресу: " ... ", СХПК "Союзлекраспром" для размещения дачного некоммерческого партнерства.
Признал неправомерным отказ, выраженный в письмах от администрации МО " ... " ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" в предоставлении земельного участка для размещения ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" с кадастровым номером 23:43:0101001:993 общей площадью 10,44 га по адресу: " ... ", СХПК "Союзлекраспром".
Обязал администрацию МО " ... " устранить допущенные нарушения прав и законных интересов " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, ДНП "Витязь" путем принятия решения об утверждении материалов предварительного согласования размещения ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0101001:993 общей площадью 10,44 га по адресу: " ... ", СХПК "Союзлекраспром".
В апелляционной жалобе представитель ООО "Краснодарлекраспром" по доверенности " Ф.И.О. "4 просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованны, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, Дачного некоммерческого партнерства "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" в полном объеме.
В возражениях " Ф.И.О. "6 с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны по делу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене и переходу к рассмотрению гражданского дела по иску " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, и ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов" "Витязь" к администрации МО " ... ", Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства и обязать принять решение об утверждении материалов предварительного согласования по правилам суда первой инстанции, в связи с не привлечением ООО "Краснодарлекраспром".
Удовлетворяя требования " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, Дачного некоммерческого партнерства "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства и обязании принять решение об утверждении материалов предварительного согласования, суд первой инстанции сослался на то, что администрацией МО " ... " не представлено доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территориях указанных в ч.5 ст. 14 и ст. 15 Закона N66-ФЗ.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом.
Как следует из материалов дела, согласно договора купли-продажи " ... " незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения от " ... ", заключённого между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и закрытым акционерным обществом "Краснодарлекраспром" (далее - Общество) Общество приобрело право собственности на земельный участок площадью 13 586 474 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером 23:43:0000000:0109, расположенный в Краснодарском крае, " ... ", в границах, указанных в кадастровой карте участка, являющейся неотъемлемой частью договора.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:0109 был поставлен на государственный кадастровый учёт.
Протоколом " ... " от " ... " заседания совета директоров ЗАО
"Краснодарлекраспром" были утверждены результаты размежевания земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:0109, в результате которого были оформлены и поставлены на государственный кадастровый учёт 49 самостоятельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:43:0101001:1272, площадью 11 052 159кв.м.
Протоколом " ... " от 02.07.2008г. заседания совета директоров ЗАО "Краснодарлекраспром" были утверждены результаты размежевания земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101001:1272, в результате которого были оформлены и поставлены на государственный кадастровый учёт 5 самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами: 23:43:0101001:1277; 23:43:0101001:1278; 23:43:0101001:1279; 23:43:0101001:1280; 23:43:0101001:1281.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от " ... " " ... " ДВ Д-4613 63 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0101001:1286 был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101001:1281.
В последующем земельный участок с кадастровым номером 23:43:0101001:1286 был разделён на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0101001:1297 и 23:43:0101001:1298, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от " ... " " ... ".
На земельный участок с кадастровым номером 23:43:0101001:1298, площадью 10648366 кв.м зарегистрировано право ООО "Краснодарлекраспром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от " ... " серия 23-АН " ... ".
Суд первой инстанции своим решением от " ... " обязал администрацию МО " ... " устранить допущенное нарушение прав путём принятия решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения дачного некоммерческого партнерства на земельном участке площадью 10,44 га с кадастровым номером 23:43:0101001:993, расположенном по адресу: " ... ", СХГЖ "Союзлекраспром".
Однако судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не согласна, поскольку по сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:43:0101001:993 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101001:1298.
Таким образом, суд первой инстанции обязал администрацию МО " ... " утвердить материалы предварительного согласования места размещения дачного некоммерческого партнерства на земельном участке площадью 10,44 га, который фактически расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101001:1298 являвшегося собственностью ООО "Краснодарлекраспром".
В статье 35 Конституции Российской Федерации закреплено: право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Часть 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает содержание правомочий собственника: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности нарушается, когда имущество используется другими лицами без согласия собственника.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок прекращения права собственности регламентирован главой 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены основания прекращения права собственности, указано, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных данной нормой закона.
Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности (ст. 1 Протокола " ... " к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Однако, вышеуказанные нормы конституционного и международного права судом первой инстанции при вынесении спорного решения были оставлены без внимания.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении данного спора по существу, судом первой инстанции не был изучен вопрос образования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101001:993 и основания его постановки на государственный учёт.
Кроме того, учитывая положения части 3 статьи 1 Федерального закона от " ... " N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", недвижимое имущество должно обладать характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости) и внести о нем сведения в государственный кадастр недвижимости, подтверждающие существование такого недвижимого имущества.
Значение государственного кадастрового учета для имущественного оборота заключается в том, что без кадастрового учёта нет участка как объекта недвижимости, объекта земельных и гражданских отношений. Земельный участок как недвижимость является таким, каким он описан и учтен в Государственном кадастре объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Федеральным законом от " ... " N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о государственном кадастре) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (площадь, границы земельного участка), а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные законом сведения об объекте недвижимости.
Из материалов дела видно, что испрашиваемый земельный участок имеет кадастровый " ... ".
Согласно ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно пункту 59 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от " ... " " ... " "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", образованным или созданным объектам недвижимости в Реестре объектов недвижимости присваивается следующий по порядку в кадастровом квартале, в котором располагается такой объект недвижимости, кадастровый номер.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при кадастровом учете изменений объекта недвижимости новый кадастровый номер не присваивается.
В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно Федеральному закону от " ... " N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учётом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с
учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или даёт заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создаётся в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Таким образом, из смысла вышеуказанных положений законодательства усматривается, что предоставление земельных участков некоммерческим объединениям граждан для ведения дачного хозяйства осуществляется в установленном порядке из фонда перераспределения земель.
В соответствии со ст. 19 закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" фонд перераспределения земель Краснодарского края находится в государственной собственности Краснодарского края и используется в целях сельскохозяйственного производства.
Согласно ст. 10.1 Закона Краснодарского края от " ... " " ... " - КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" земельные участки, в отношении которых органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия Краснодарского края, передаются по актам приёма-передачи от департамента имущественных отношений Краснодарского края соответствующим органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0101001:993 из фонда перераспределения земель по акту приёма-передачи администрации муниципального образования " ... " не передавался, таким образом, администрация МО " ... " не является органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" указного земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предусмотрен Федеральным законом от " ... " N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ст. 13 вышеуказанного закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утверждённого списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Очередность граждан в списках определяется датой и временем регистрации заявления. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации, Краснодарского края преимущественное либо первоочередное право на получение земельного участка, включаются в отдельный список (льготная очередь).
Таким образом, инвалиды, ветераны боевых действий включаются в льготную очередь.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ДНП "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" состоят в очереди получения земельных участков для ведения садоводческого, огороднического, дачного хозяйства.
Суд первой инстанции в нарушение статьи 67 ГПК РФ не дал оценки представленным сторонами доказательствам в их совокупности, неправильно применил закон, подлежащий применению.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении судом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Отменяя обжалуемое решение суда первой инстанции, судебная коллегия на основании ст.ст. 328-330 ГПК РФ приходит к выводу о вынесении нового решения по делу - об отказе в удовлетворении искового заявления " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, Дачного некоммерческого партнерства "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства и обязании принять решение об утверждении материалов предварительного согласования.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ООО "Краснодарлекраспром" по доверенности " Ф.И.О. "4 удовлетворить.
Решение Прикубанского районного суда " ... " от " ... " отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, Дачного некоммерческого партнерства "Ветеран силовых структур и правоохранительных органов "Витязь" о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства и обязании принять решение об утверждении материалов предварительного согласования - отказать.
Председательствующий:
" ... "вого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.