судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
и судей Пегушина В.Г., Якубовской Е.В.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Кравченко М.Е.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "1, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "11 обратился в райсуд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании права на обеспечение жилым помещением. Указал, что его отец - " Ф.И.О. "5 умер " ... ", а мать - " Ф.И.О. "6 была лишена родительских прав, опекуном была назначена " Ф.И.О. "7. Считает что как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление мер социальной поддержки и обеспечение жилым помещением. Обратившись к ответчику с заявлением о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения, получил ответы с рекомендацией обратиться в суд с исковым заявлением. Просил восстановить пропущенный срок для постановки на учет на жилье до 23 лет, а также признать за ним право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по г. Краснодару.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 года исковые требования " Ф.И.О. "11 полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар просит отменить обжалуемое решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение " Ф.И.О. "11 и его представителя, по доверенности " Ф.И.О. "8, полагающих, что решение законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения райсуда по доводам жалобы не имеется.
Материалами дела установлено что по свидетельству о рождении серии " ... " " Ф.И.О. "11 является сыном " Ф.И.О. "5 и " Ф.И.О. "6.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 05.10.2005 г. " Ф.И.О. "6 лишена родительских прав в отношении сына " Ф.И.О. "11
" ... " " Ф.И.О. "5 умер.
Постановлением главы администрации г. Армавира Краснодарского края от " ... " " ... " попечителем несовершеннолетнего " Ф.И.О. "11 была назначена " Ф.И.О. "7 (бабушка).
Согласно выписке из лицевого счета от " ... " истец " ... " зарегистрирован по месту жительства по адресу: " ... ", жилой площадью 27,5 кв.м., собственником этого жилья является его дедушка " Ф.И.О. "9.
По указанному адресу также зарегистрированы и проживают: собственник " Ф.И.О. "9, его супруга " Ф.И.О. "7, дочь собственника " Ф.И.О. "10.
" Ф.И.О. "11 не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре, и не числится собственником недвижимости в г. Армавире.
Как следует из справки Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г.Краснодар от " ... " " ... ", " Ф.И.О. "11 имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Письмом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от " ... " по вопросу включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования г. Краснодар, " Ф.И.О. "11 разъяснена необходимость предоставления вступившего в законную силу решения суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Согласно ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 указанного Федерального закона определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства.
В ст. 8 этого же Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 этого Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
В ст. 1 данного Закона определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 2 Закона устанавливает, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 5 указанного Закона Краснодарского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее ? уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Статьей 7 Закона Краснодарского края установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список.
Согласно ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
При буквальном толковании данной правовой нормы это означает, что гарантируемая указанным в Федеральном законе лицам социальная поддержка должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Однако такая социальная поддержка не может считаться фактически реализованной до момента, когда соответствующее жилое помещение будет предоставлено нуждающемуся гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции, орган опеки и попечительства не уведомил истца надлежащим образом о том, что с 18 до 23 лет ему необходимо обратиться в администрацию муниципального образования г. Краснодар для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответственно истец своевременно не воспользовался своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством.
Данное обстоятельство, правильно по мнению суда первой инстанции, является уважительной причиной пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пропуск срока сам по себе не может являться основанием для лишения гражданина из числа лиц вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на предоставление жилья, которое им было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Таким образом, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.