Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Цехомской Е.В.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Чернявской И.И.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России на основании доверенности Седень Д.С. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Козлов Е.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России, в котором просил: признать действия УФСИН России по Краснодарскому краю по предоставлению документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее по тексту ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения незаконными, признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 20 октября 2015 г. об отказе в постановке на учет для получения Козловым Е.А. ЕСВ, обязать УФСИН России по Краснодарскому краю оформить документы надлежащим образом и предоставить их во ФСИН России, обязать ФСИН России поставить Козлова Е.А. на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать солидарно с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей и судебные расходы в размере 30900 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю в должности заместителя начальника отдела безопасности (по надзору). 20 ноября 2013 г. истцом на имя директора ФСИН России через УФСИН России по Краснодарскому краю был подан рапорт с просьбой принять его на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения на основании постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ". Решением комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю от 27 ноября 2013 г. истцу было отказано в приеме рапорта и документов, необходимых для постановки на учет для получения ЕСВ. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 апреля 2014 г. решение ответчика признано незаконным. Суд обязал УФСИН России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения и принять Козлова Е.А. заявление (рапорт) и документы для постановки на учет для получения ЕСВ с даты подачи документов. 19 августа 2014 г. рапорт истца и все документы, необходимые для постановки на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения были приняты УФСИН России по Краснодарскому краю, о чем была выдана справка. Территориальной подкомиссией УФСИН России по Краснодарскому краю 29 августа 2014 г. было решено направить рапорт и документы истца в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Козлова Е.А. и членов его семьи на учет для получения ЕСВ. Комиссией ФСИН России 20 октября 2015 г. рассмотрен рапорт и документы Козлова Е.А. для принятия решения о постановке его на учет для получения ЕСВ. Протоколом комиссии ФСИН России N 68 от 20 октября 2015 г. Козлову Е.А. в постановке на учет для получения ЕСВ было отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. ФСИН России указала, что копии документов, удостоверяющих личность, заверены без даты, свидетельство о заключении брака не представлено, информация о регистрации детей до 2013 г. в учетном деле не представлена. Козлов Е.А. полагает, что решение комиссии ФСИН России от 20 октября 2015 г. и действия УФСИН России по Краснодарскому краю являются незаконными, нарушающими права истца.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара иск Козлова Е.А. удовлетворен частично. Суд признал незаконными действия УФСИН России по Краснодарскому краю по предоставлению документов Козлова Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязал УФСИН России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения, оформив документы Козлова Е.А. надлежащим образом и предоставить их во ФСИН России. Суд признал незаконным решение ФСИН России от 20 октября 2015 г. об отказе Козлову Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязал ФСИН России устранить допущенное нарушение путем постановки Козлова Е.А. учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд взыскал с УФСИН России по Краснодарскому краю в пользу Козлова Е.А. судебные расходы в размере 2950 рублей. В удовлетворении остальной части иска Козлова Е.А. судом отказано.
В апелляционных жалобах представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России на основании доверенностей Перегудова А.С., настаивавшего на удовлетворении апелляционных жалоб, Козлова Е.А., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 указанной статьи закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Часть 5 этой же статьи определяет, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Материалами дела установлено, что Козлов Е.А. проходил службу в должности заместителя начальника отдела безопасности (по надзору) в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 15 лет.
20 ноября 2013 г. истцом на имя директора ФСИН России через УФСИН России по Краснодарскому краю был подан рапорт с просьбой принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю от 27 ноября 2013 г. Козлову Е.А. было отказано в приеме рапорта и документов, необходимых для постановки на учет для получения ЕСВ.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 апреля 2014 г. решение комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю от 27 ноября 2013 г. о возвращении документов признано незаконным. Суд обязал УФСИН России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения и принять от Козлова Е.А. заявление (рапорт) и документы для постановки на учет для получения ЕСВ с даты подачи документов (20 ноября 2013 г.)
19 августа 2014 г. рапорт Козлова Е.А. и все документы, необходимые для постановки на учет для получения ЕСВ были приняты УФСИН России по Краснодарскому краю, о чем была выдана соответствующая справка.
Территориальной подкомиссией УФСИН России по Краснодарскому краю 29 августа 2014 г. было решено направить рапорт и документы истца в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Козлова Е.А. и членов его семьи на учет для получения ЕСВ.
Комиссией ФСИН России 20 октября 2015 г. рассмотрен рапорт и документы Козлова Е.А. для принятия решения о постановке его на учет для получения ЕСВ. Протоколом комиссии ФСИН России N 68 от 20 октября 2015 г. Козлову Е.А. в постановке на учет для получения ЕСВ было отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. ФСИН России указала, что копии документов, удостоверяющих личность, заверены без даты, свидетельство о заключении брака не представлено, информация о регистрации детей до 2013 г. в учетном деле не представлена.
Давая оценку решению и действиям ответчика, суд правильно применил нормы материального права.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 83-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Пунктами "а", "б", "д", "з" предусмотрено, что к заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Судом установлено к заявлению (рапорту) Козлова Е.А. были приложены все необходимые документы, в том числе копии документов, удостоверяющих личность; копия свидетельства о заключении брака; выписки из лицевых счетов жилого помещения, заменяющие выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
При подаче документов истцом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Краснодарскому краю копии документов были предоставлены с предъявлением оригиналов документов (согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369).
Соответственно, как правомерно указал суд, надлежащее удостоверение копий должно было быть осуществлено УФСИН России по Краснодарскому краю.
В связи с чем, следует признать состоятельным вывод суда о том, что непостановка ответчиком на копии данного документа при сверке с оригиналом даты сверки этого документа не может ущемлять права истца и являться основанием к отказу в реализации права постановки на учет для получения ЕСВ.
Также истец не может быть лишен своего права на жилище по причине утраты ответчиками (ненаправления одним ответчиком второму ответчику) копии свидетельства о браке.
Кроме того, пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, не содержит требований о предоставлении информации о регистрации детей до 2013 г., следовательно, требовать подобных данных от истца неправомерно.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ненадлежащие действия УФСИН России по Краснодарскому краю по подготовке и отправке документов в адрес ответчика ФСИН России и принятие последним решения об отказе истцу в постановке на учет для получения ЕСВ нарушают права Козлова Е.А. и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ законом оснований для отказа сотруднику в получении единовременной социальной выплаты не предусмотрено.
Предусмотрено лишь, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей. Указанных действий истцом не совершено.
Непредставление УФСИН России по Краснодарскому краю ответчику ФСИН России ненадлежащим образом заверенных ответчиком копий документов, удостоверяющих личность истца, а также утрата (неотправка) ответчиками копии свидетельства о заключении брака и отсутствие сведений, не предусмотренных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, необоснованно нарушает интересы истца и лишает его права на получение социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России на основании доверенности Седень Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.