" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Судья - Платонова Э.Р. Дело N 33а-10219/2016
Апелляционное определение
"11" апреля 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Диянова С.П., Якубовской Е.В.,
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Кравченко М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности " Ф.И.О. "13 на решение Советского районного суда г. Краснодара от 29 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "8, " Ф.И.О. "9 обратились в райсуд с административным иском с требованием о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.
Указали, что " ... " через МКУ "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ими подано заявление о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером " ... ", находящийся по адресу: " ... " внутригородской округ, " ... ". Основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение Советского районного суда " ... " от " ... " о признании за " Ф.И.О. "8, " Ф.И.О. "9 права общей долевой собственности (по 1/2 доли за каждым) на вышеуказанный земельный участок. Государственным регистратором назначен " Ф.И.О. "10, у которого при проведении правовой экспертизы документов возникли сомнения в подлинности судебных документов, которые служат основанием для государственной регистрации права. Регистрация приостановлена до " ... ". Регистратор направил запрос в Советский районный суд " ... " о предоставлении информации о принятом решении о признании за " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "9 права собственности на земельный участок с кадастровым расположенный по адресу: " ... " внутригородской округ, " ... ". Копии судебных актов, направленных в ответ на запрос государственного регистратора (решение Советского районного суда " ... " от " ... "; апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края по тому же делу от " ... "), направленные в ответ на запрос регистратора, были получены " Ф.И.О. "2 Росреестра по Краснодарскому краю " ... ".
На официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в разделе "Стадия регистрации документов" на дату рассмотрения настоящего дела указанно "отказано в регистрации". При этом, сообщения об отказе в регистрации в нарушение ФЗ N 122- ФЗ от 21.07.997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" административным истцам не поступало, причины отказа не были доведены.
Обжалуемым решением Советского районного суда г. Краснодара от 29 декабря 2016 года административное исковое заявление полностью удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности " Ф.И.О. "6 просит решение райсуда отменить, указывая на нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истцов, по доверенности " Ф.И.О. "1, полагающей, что оснований для отмены решение райсуда нет, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что Решением Советского районного суда г. Краснодара по делу от 02.03.2016 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края от 31.05.2016 по тому же делу за " Ф.И.О. "8 и " Ф.И.О. "9 признано право общей долевой собственности (по 1/2 доли за каждым) на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: " ... ", кадастровый " ... ".
Как следует из расписки о принятии документов на государственную регистрацию, " ... " представителем административных истцов было подано заявление о государственной регистрации права на объект недвижимости вышеуказанный земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Ярославского, 9, к которому приложены заверенные копии решения Советского районного суда г. Краснодара по делу от 02.03.2016, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края от 31.05.2016 г. определения Советского районного суда г. Краснодара от 30.06.2016 об исправлении описки, квитанция об оплате государственной пошлины, а также доверенность на право представления интересов заявителей.
Государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "10 при проведении правовой экспертизы представленных документов возникли сомнения в подлинности судебных актов, вследствие чего им был направлен соответствующий запрос в Советский районный суд г. Краснодара, государственная регистрация приостановлена до " ... ".
Как следует из журнала регистрации исходящей корреспонденции Советского районного суда г. Краснодара 23.08.2016 в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю направлен ответ на запрос государственного регистратора с приложением заверенных копий судебных актов.
Однако, государственный регистратор принял решение об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: " ... " кадастровый " ... ".
Согласно ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1- ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 названного Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;
решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Судом установлено, что представленные на государственную судебные акты соответствовали требованиям п. 12.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36) - листы пронумерованы, прошиты прочной нитью, приклеена наклейка с заверительной надписью, копии заверены судьей и секретарем суда, а также гербовой печатью суда.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 указанной статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Кроме того, в соответствии с пп. 5 п. 316 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789) государственный регистратор несет персональную ответственность за принятие мер по самостоятельному устранению причин, препятствующих государственной регистрации прав.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав закреплен в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с названным Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие названного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 названного Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 названного Федерального закона.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Если одновременно с сообщением об отказе в государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляры - подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав и указанные документы по желанию заявителя могут быть выданы ему лично.
Причина, послужившая основанием для приостановления государственной регистрации, была устранена в установленные сроки - судом были направлены регистратору копии судебных актов, ранее переданных административными истцами, основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации права не имеется, информация о ранее вынесенных судебных актах размещена на официальных сайтах Советского районного суда г. Краснодара, на Сайте Краевого суда Краснодарского края, более того, регистратор не оформил решение об отказе в государственной регистрации права и не направил его копию заявителям.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В нарушение названной нормы закона, административным ответчиком не представлено доказательств законности решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: г " ... ", кадастровый " ... " и соблюдения порядка его принятия и уведомления заинтересованных лиц о принятом решении.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания судом решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя, что может выражаться в препятствовании к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконном возложении на них каких-либо обязанностей.
Анализ вышеприведенных норм закона и допущенных государственным регистратором " Ф.И.О. "10 нарушений при принятии решения об отказе в государственной регистрации права позволяет сделать вывод о незаконности действий должностного лица.
Райсуд также удовлетворил требование истцов о взыскании судебных расходов, состоящих из расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере " ... " руб.
Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
Согласно ст. 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Кроме того, истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере " ... " руб. В обоснование данного требования истцом представлен агентский договор " ... "ю от " ... ", заключенный с ООО Юридическое агентство "Гардарика", а также квитанция к приходному кассовому ордеру на сумму " ... " руб.
В силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодека Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 " ... " "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3, 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований, поскольку они являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы. не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения райсуда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 29 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Советского районного суда г. Краснодара от 29 декабря 2016 года - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.