судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Пегушина В.Г., Якубовской Е.В.,
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Жигайло А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по доверенности " Ф.И.О. "4, на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 06 февраля 2017 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования (АМО) г. Новороссийск обратилась в райсуд с административным иском к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене предписания " ... " от " ... " Указано, что ответчиком на основании приказа от " ... " " ... " в период с " ... " по " ... " проведена проверка в отношении АМО г. Новороссийск. По результатам проверки составлен акт и выдано оспариваемое предписание, по которому администрации предписано разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соответствующего в необходимом объеме деятельности администрации обязательным требованиям, обеспечить наличие у администрации лимитов на размещение отходов, установленных в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В силу ч. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях " ... ", " ... " установлено, что АМО г. Новороссийск не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к уставной деятельности АМО г. Новороссийск, что подтверждается постановлениями Октябрьского райсуда г. Новороссийска от " ... ", где отражено, что полномочия АМО г. Новороссийск по организации, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа и администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 06 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по доверенности " Ф.И.О. "4, просит решение райсуда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские нужды обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 2 ст. 13 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении АМО г. Новороссийск по ст. 8.2 КоАП РФ, не имеется доказательств того, что АМО г. Новороссийск осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия АМО г. Новороссийск по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов па территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, в рамках дел об административных правонарушениях " ... " и " ... " установлено, что полномочия администрации МО г. Новороссийск по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, а структурным подразделением, осуществляющим обслуживание здания, созданным для этих целей, является МКУ "Социально-производственное подразделение" АМО г.Новороссийск. Именно данное учреждение ответственно за сбор, накопление и утилизацию отходов, образующихся в результате деятельности администрации города и иных структурных подразделений, расположенных в здании по " ... ", что следует из его устава (раздел 2).
Таким образом, АМО г.Новороссийск реализует свои властно-распорядительные функции по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. В связи с чем, постановлениями Октябрьского райсуда г. Новороссийска от 26.11.2015 г. производство по делам об административных правонарушениях было прекращено ввиду отсутствия состава правонарушения.
В силу ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Таким образом, решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по доверенности " Ф.И.О. "4, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.