Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Перовой М.В.,
по докладу судьи краевого суда Лободенко К.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Макартычана Ивана Артемовича на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 14 февраля 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Макартычан И.А. обратился в суд с административным иском к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании решения отраслевого органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: " ... ". Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 9 апреля 2015 г. утвержден градостроительный план указанного земельного участка с видом разрешенного использования под административные, офисные, торговые здания. Макартычан И.А. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра на принадлежащем ему участке. Однако 30 ноября 2016 г. департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар отказал истцу в предоставлении соответствующей муниципальной услуги.
Административный истец полагает свои права нарушенными, в связи с чем, просит суд признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 30 ноября 2016 г. N 29/14513-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра "Никитинский" по адресу: " ... ", на земельном участке с кадастровым номером " ... " площадью " ... ".; обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар подготовить и выдать Макартычану И.А. разрешение на строительство торгово-офисного центра.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 14 февраля 2017 г. в удовлетворении требований Макартычана И.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав представителя Макартычана И.А. на основании доверенности Гевондяна С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Макартычан И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... "., категория земель: земли населенных пунктов - общественные здания административного назначения: административные и офисные здания, расположенного по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права " ... " от 27 ноября 2014 г.
Участок в установленном законом порядке не изъят из оборота, в обороте не ограничен, право собственности истца на землю не оспорено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
9 апреля 2015 г. администрацией муниципального образования г. Краснодар утвержден градостроительный план " ... " земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " по адресу: " ... ".
Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером " ... " расположен в территориальной зоне ОД-1. Основной вид разрешенного использования: административные и офисные здания, объекты розничной торговли.
Макартычан И.А. через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра "Никитинский" по адресу: " ... ".
Однако департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 30 ноября 2016 г. отказал Макартычану И.А. в выдаче испрашиваемого разрешения со ссылкой на то, что представленная истцом проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а также отсутствует заключение управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд указал на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления, отсутствие нарушения прав Макартычана И.А.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Признавая оспариваемое решение законным, суд первой инстанции не учел, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство жилого дома истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 19 декабря 2016 г. N 01-04/3240816-13 следует, что по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения строительства торгово-офисного центра "Никитинский" на земельном участке по " ... ", расположенного в III поясе зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения ООО "Краснодар Водоканал", прилагающиеся документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, ситуационный план, градостроительный план земельного участка, надзорный орган указал, что объект "Торгово-офисный центр" не входит в число объектов, строительство которых не допускается или ограничивается на территории зоны санитарной охраны III пояса водозаборных сооружений в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Согласно имеющемуся в распоряжении Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю экспертному заключению от 3 апреля 2008 г. N 1901/03-1, выполненному ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения, эксплуатируемый водоносный комплекс отнесен к защищенному.
В соответствии с письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 20 января 2017 г. N 78-286/17-10-19 по вопросу выдачи охранного обязательства управление уведомило истца о том, что объекты недвижимого имущества, расположенные в " ... ", в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в перечне выявленных объектов культурного наследия Краснодарского края не значатся. Выдача охранных обязательств на объекты недвижимого имущества, не являющиеся объектами культурного наследия, действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, ссылки административного ответчика на отсутствие заключений указанных выше органов власти состоятельными признать нельзя.
Кроме того суд оставил без внимания, что истцом были получены результаты инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий на участке проектируемого строительства объекта капитального строительства: "Торгово-офисный центр "Никитинский" и проектная документация на строительство объекта капитального строительства: "Торгово-офисный центр Никитинский", подготовленные ИП Калитиным Н.Л., ООО "Топос-3" и ООО "Архитектурно-проектная группа Вершина".
При этом проектная документация и результаты инженерных изысканий служили объектом негосударственной экспертизы ООО "Межрегиональный экспертный центр "Партнер", получив положительное заключение N 35-2-1-3-0106-16 от 26 августа 2016 г.
Из заключения следует, что результаты инженерно-геодезических изысканий соответствуют требованиям технического задания на проведение инженерных изысканий, Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", национальным стандартам и сводам правил, вошедших в перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в том числе СП 47.13330.2012 Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (утв. Приказом Госстроя России от 10 декабря 2011 г. N 83/ГС).
Результаты инженерно-геологических изысканий соответствуют требованиям технического задания на проведение инженерных изысканий, Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", национальным стандартам и сводам правил, вошедших в перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в том числе СП 47.13330 2012 Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (утверждены Приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС).
Проектная документация соответствует заданию на проектирование, техническим условиям и Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, а так же результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение. Принятые проектные решения соответствуют требованиям технических регламентов в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Состав проектной документации, переданной на негосударственную экспертизу, отвечает требованиям "Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного постановлением Правительства РФ N 87 от 16 февраля 2008 г.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту Торговый офисный центр "Никитинский", соответствуют установленным требованиям и техническим регламентам.
Таким образом, судебной коллегией не установлено обстоятельств, объективно препятствующих выдаче истцу разрешения на строительство в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, отказ в выдаче Макартычану И.А. разрешения на строительство дома нарушает его права, учитывая, что истцом были предприняты все зависящие от него меры к соблюдению предусмотренных законом административных процедур, тогда как в настоящий момент истец лишен возможности реализовать свои права землепользователя.
В соответствии с частью 2 стать 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судебная коллегия полагает, что доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца установлен судебной коллегией.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 14 февраля 2017 г. приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1 - 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Макартычана И.А.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Макартычана Ивана Артемовича удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 14 февраля 2017 г. отменить. Принять по делу новое решение.
Административный иск Макартычана Ивана Артемовича к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании решения отраслевого органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 30 ноября 2016 г. N 29/14513-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра "Никитинский" по адресу: " ... ", на земельном участке с кадастровым номером " ... " площадью " ... ".
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар подготовить и выдать Макартычану Ивану Артемовичу разрешение на строительство торгово-офисного центра "Никитинский" по адресу: " ... ", на земельном участке с кадастровым номером " ... " площадью " ... ".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.