Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шелудько В.В.
судей: Борс Х.З., Малаевой В.Г.
при секретаре Мозговой А.Ю.
по докладу судьи Борс Х.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об исключении из сведений ГКН установленной кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "7 на решение Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи " Ф.И.О. "8, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6 обратились в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости недвижимости - земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 341010 кв.м., расположенного по адресу: " ... ", установив ее в размере " ... " рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... ".
Согласно кадастровой справке от " ... ", кадастровая стоимость земельного участка составляет " ... " рублей.
Административные истцы не согласны с кадастровой стоимостью, полагают ее завышенной, что затрагивает их права и обязанности, поскольку рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости.
Решением Краснодарского краевого суда от " ... " заявленные требования удовлетворены частично. Суд постановил:
- признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 341010 кв.м., расположенного по адресу: " ... ", в размере, равном " ... " рублям, по состоянию на 1 января 2015 года.
- обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края повторно рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 341010 кв.м., расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на 1 января 2015 года.
- исключить из сведений государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 341010 кв.м., расположенного по адресу: " ... " в размере, равном " ... " рублям, по состоянию на 1 января 2015 года.
- датой обращения " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6 считать " ... ".
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) по доверенности " Ф.И.О. "7 полагает решение суда от 23 декабря 2016 подлежит отмене в части возложения обязанности по пересмотру вопроса об определении кадастровой стоимости, в силу того, что отсутствует правовой механизм исполнения возложенного на департамент обязательства, действующим законодательством не предусмотрен пересмотр кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости исполнительным органом власти субъекта РФ.
Указывает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что при проведении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края в 2015 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " с видом разрешенного использования "для ведения садоводства" был ошибочно отнесен исполнителем данных работ к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, что повлекло неверное определение его кадастровой стоимости. Допущенная техническая ошибка подлежит исправлению в порядке ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с даты проведения государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "7 поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители административных истцов, администрации МО Динской район, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю, ООО " " ... "" в судебное заседание не явились. О причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, возражениях относительно жалобы.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Материалами дела установлено, что истцам на праве долевой собственности принадлежит земельный участок (по 1/3 доли) с кадастровым номером " ... ", площадью 341010 кв.м., расположенный по адресу: " ... ". Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от " ... " N " ... ", от " ... " N " ... ", от " ... " N " ... ".
В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2016 года N 1609 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составляет " ... " рублей.
Вместе с тем, как следует из представленных материалов и не оспаривается ответчиками, при проведении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края в 2015 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " с видом разрешенного использования "для ведения садоводства" исполнителем данных работ - ООО " " ... "" - был ошибочно отнесен к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, что повлекло неверное определение его кадастровой стоимости в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра России от 26 августа 2002 года N П/307.
Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Правовая заинтересованность административных истцов в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости обусловлена уплатой земельного налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Недостоверность сведений в отношении спорного земельного участка подтверждается письмом ООО " " ... "" от " ... " " ... " об исправлении ошибки в отчёте от " ... " N " ... ", как указано выше, подтверждается ответчиками, что следует из письменного обращения департамента имущественных отношении Краснодарского края в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в целях исправления допущенной ошибки и решения комиссии при Управлении Россреестра.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 1 января 2015 года, указанной в отчете о выполнении работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края от " ... " N " ... " и утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 года N 1609 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от " ... " " ... " заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отклонено. В результате рассмотрения заявления Комиссия пришла к выводу о том, что доводы, изложенные в заявлении, не подтверждают недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " сведений о данном объекте недвижимости, полагая, что подтвержденные оценщиком ошибки в отчёте об определении кадастровой стоимости, могут быть устранены в рамках гарантийных обязательств по соответствующему государственному контракту на проведение работ по определению кадастровой стоимости.
На основании имеющихся в деле доказательств судебная коллегия приходит к выводу о том, что при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером " ... " действительно было допущено искажение данных об объекте, на основании которых определяется его кадастровая стоимость, что должно расцениваться как недостоверные сведения об объекте недвижимости, исходя из содержания ст. 28 Федерального Закона от 24 июля 2007 года N 11-221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости".
В силу правовой позиции Верховного суда, выраженной в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28), результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии
При этом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (п. 11 настоящего Постановления), что согласуется с положением ч.5 ст. 247 КАС РФ, предусматривающей обязанность административного истца доказать наличие оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ.
Как следует из сущности предмета административного искового заявления, истец просит устранения ошибки, повлекшей неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости из-за недостоверных сведений об объекте недвижимости относительно вида разрешенного использования земельного участка, установив новую кадастровую стоимость земельного участка путем применения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Динскому району Краснодарского края, занятых, в том числе, многолетними насаждениями, лесными насаждениями (вид разрешенного использования исследуемого земельного участка - для садоводства) из расчета 15,75 рублей за квадратный метр земли.
Таким образом, рассчитанную кадастровую стоимость земельного участка, административные истцы определили в размере " ... " рублей, полагая ее верным, просят установить в качестве кадастровой стоимости иследуемого объекта недвижимости.
Судебная коллегия на основании приведенных положений действующего законодательства и материалов дела находит обоснованным довод истцов о допущении технической ошибки при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка, что в свою очередь, могло повлечь недостоверность установленной кадастровой стоимости земельного участка.
При этом, необходимо отметить, что в материалы дела административными истцами не представлялся отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, подтверждающих расчеты истцов и свидетельствующих о достоверности кадастровой стоимости согласно расчетам истцов. В этой связи, судебная коллегия не находит оснований полагать возможным согласиться с кадастровой стоимостью, как с достоверной величиной, об установлении которой просят истцы. Между тем, обязанность доказать обоснованность и законность испрашиваемой кадастровой стоимости земельного участка, в силу закона возложена на истцов, равно как и наличие технической ошибки, и установление полномочным органом неверной кадастровой стоимости в результате допущенной ошибки - в связи с использованием недостоверных сведений об объекте оценке, что согласуется с правовой позицией, изложенной в 19 Постановления Пленума ВС РФ N 28 и взаимосвязанными положениями ст.ст. 247, 248 КАС РФ.
И напротив, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости и иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Новая кадастровая оценка исследуемого земельного участка не проведена, не определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из надлежащего значения удельного показателя по виду разрешенного использования и соответствующей категории земель в порядке, установленном ФЗ от 29.07.1988 года N 135 -ФЗ, т.е. обоснованность кадастровой стоимости настоящего земельного участка в размере " ... " рублей не подтверждена истцами.
Это обстоятельство не позволяет судебной коллегии сделать вывод о правильности расчетов истцов, опровергающих расчеты, положенные в основу определения существующей кадастровой стоимости земельного участка, прошедшей государственную регистрацию в установленном порядке, равно как и иной вывод - о соответствии зарегистрированной в Росреестре кадастровой стоимости земельного участка согласно расчетам оценщика, достоверным сведениям объекта оценки в силу отсутствия такового подтверждения на дату проведения регистрации - 01 января 2015 года.
Принимая во внимание изложенное, не подлежит удовлетворению требование в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равной 5 370 907,5 рублей.
Согласно ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению (ч.2 настоящей статьи).
Суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы процессуального и материального права, подлежащие применению в настоящем деле, разрешилтребования, не заявленные истцами и выходящие за пределы предмета административного искового заявления по своей правовой сущности при отсутствии оснований, и при этом, не разрешилнадлежащим образом, требование, с которым, истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, что привело к принятию неправосудного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Краснодарского краевого суда от " ... " и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований в части устранения технической ошибки исходя из правового статуса земельного участка и надлежащего удельного показателя по исследуемой категории земель в порядке, установленном действующим законодательством, в остальном - отказать.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об исключении из сведений ГКН установленной кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить частично.
Устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2016 года N 1609 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя для группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные "для ведения садоводства".
В остальной части иска - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.