Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Рудь М.Ю.,
судей Тарасенко И.В., Кудинова А.В.,
по докладу судьи Тарасенко И.В.,
при секретаре Захаровой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению Лабинцева С.А. к территориальному отделению г. Тамбова ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, третье лицо - Пухликов М.И., о признании незаконным решения должностных лиц
по апелляционной жалобе начальника территориального отделения г. Тамбова ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Юрьева Р.В. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 01 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лабинцев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному отделению г. Тамбова ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ТО г. Тамбова ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ), в котором просил признать решение начальника отделения о снятии его с учёта нуждающихся в жилом помещении незаконным.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ N " ... " от 28.02.2013 г. он был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Решением N " ... " от 26.08.2016 г. начальника ТО г. Тамбов ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Лабинцев С.А. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. С указанным решением административный истец не согласен, в связи с чем обратился с иском в суд.
Обжалуемым решением Ейского городского суда Краснодарского края от 01 декабря 2016 года административное исковое заявление Лабинцева С.А. удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ТО г. Тамбова ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ Юрьев Р.В. указал, что обжалуемое решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указал, что истец фактически проживает совместно со своей супругой, а не с Пухликовым М.И., вместе с тем, жилое помещение может быть предоставлено только членам семьи собственника жилого помещения, проживающих совместно с ним. Просил обжалуемое решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований Лабинцеву А.С. отказать.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Лабинцев С.А. указал на несостоятельность её доводов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Лабинцева С.А. - адвоката Грива А.Ф., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции правильно руководствовался нормами, регулирующими спорные правоотношения, - положениями Жилищного Кодекса РФ, Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Кодекса административного судопроизводства РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает, что членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны РФ N " ... " от 28.02.2013 г. капитан Лабинцев С.А. был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилым помещением по установленным нормам жилищного законодательства не обеспечен, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Согласно выписки из послужного списка личного дела Лабинцева С.А., его состав семьи составляет четыре человека: супруга - " Ф.И.О. "1, брак заключен 03.11.2009 г., сын - " Ф.И.О. "2, " ... " года рождения, сын супруги - " Ф.И.О. "3, " ... " года рождения.
Решением начальника ТО " ... " ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N " ... " от 26.08.2016 г. Лабинцев С.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В качестве основания для снятия с учета в решении указано, что Лабинцев С.А. в период с 11.09.2015 г. постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: " ... " в жилом помещении общей площадью " ... " кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности по 1/2 доле Пухликову М.И. (отцу супруги) и супруге истца - Лабинцевой Е.М. В квартире проживает 5 человек - " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "15., Лабинцев С.А., " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "2 Таким образом, на каждого проживающего приходится по " ... " кв.м общей площади жилого помещения, что больше учетной нормы.
Рассматривая спор, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал представленные доказательства по делу, дал им надлежащую оценку и на законных основаниях пришел к выводу о праве истца состоять на учете нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.
Так, пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (с изменениями), предусмотрены основания для признания указанной категории граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, к которым, в частности, относятся наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Как установлено судом, согласно договору приватизации N " ... " от 21.03.2002 г. Лабинцева Е.М. и Пухликов М.И. являются собственниками по 1/2 доли каждый двухкомнатной квартиры, общей площадью " ... " кв.м, жилой площадью " ... " кв.м, расположенной по адресу: " ... ".
В соответствии с соглашением от 10.09.2015 г. об определении порядка пользования квартирой, заключенного между Лабинцевой Е.М. и Пухликовым М.И., а также согласно справки ТОС N " ... " от 29.09.2016 г., Лабинцев С.А. со своей семьей проживает и ведет хозяйство в комнате N 2 вышеназванной квартиры. Пухликов М.И. проживает и ведет свое хозяйство в комнате N 1 квартиры. Местами общего пользования квартиры являются: кухня N 3 общей площадью 10,1 кв.м, ванная комната N 4 общей площадью 2,9 кв.м, туалет N 5 общей площадью 1,3 кв.м, коридор N 6 общей площадью 3,9 кв.м, прихожая N 7 общей площадью 8,5 кв.м, лоджия N 8 общей площадью 3,5 кв.м, лоджия N 9 общей площадью 2,1 кв.м.
Таким образом, поскольку 1/2 доля спорной квартиры принадлежит на праве собственности на основании договора о приватизации от 21 марта 2001 года супруге истца, на семью Лабинцева С.А. из 4-х человек приходится " ... " кв.м общей площади указанной квартиры, что меньше учетной нормы, установленной постановлением главы Муниципального образования Ейский район от 14.04.2008 г. N " ... ", которая составляет 11 кв.м на человека.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для снятия Лабинцева С.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем оспариваемые заявителем действия администрации МО г. Ейска обоснованно признаны судом незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).
Решение суда в части возложения обязанности на администрацию МО г. Ейск поставить Лабинцева С.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий соответствует вышеизложенным требованиям процессуального закона.
Выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.
Все доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, они сводятся к позиции, занятой истцом по делу, с которой суд первой инстанции обоснованно не согласился, изложив мотивы в решении. Фактически доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Для переоценки доказательств по делу у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется, юридически значимые обстоятельства определены верно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 218, 227, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 01 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника территориального отделения г. Тамбова ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Юрьева Р.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть оспорено в течение шести месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.