Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Смирнова Е.А., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Прокопенко Н.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы Отрадненского сельского поселения Отрадненского района Едунова А.В. на решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 01 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства) к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района об оспаривании бездействия по созданию условий доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от " ... " N 605 (далее - СП 59.13330.2012), остановочные пункты в " ... " не оборудованы в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, а именно: съезд/заезд с площадки указанных остановочных пунктов отсутствует; остановочные пункты специальным местом для людей в кресле-коляске не оборудованы. Кроме того, отсутствуют таблички о номерах маршрутов и расписании движения крупным контрастным шрифтом на высоте не более " ... " м.
С учетом уточненных требований прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района, выразившееся в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами и маломобильными гражданами междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта; возложить обязанность на админситративного ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения путем приведения остановочных пунктов в нормативное состояние в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012, а именно:
в " ... " напротив дома N " ... " обустроить остановочный пункт, а именно: обустроить уклон съезда (заезда) на площадку с уклоном не более 10 %, обустроить съезд (заезд) на площадку шириной не менее 1,0 м, снизить перепад высот в месте съезда до 1,5 см; оборудовать остановочный пункт предусмотренным специальным местом для людей в кресле-коляске, с учетом габаритов кресла-коляски, но не менее 0,9 м*1,2 м; установить таблички о номерах маршрутов и расписании движения, выполненные крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м;
в " ... " напротив дома N " ... " обустроить остановочный пункт, а именно: обустроить уклон съезда (заезда) на площадку с уклоном не более 10 %, обустроить съезд (заезд) на площадку шириной не менее 1,0 м, снизить перепад высот в месте съезда до 1,5 см; установить таблички о номерах маршрутов и расписании движения, выполненные крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м;
в " ... " напротив дома N " ... " обустроить остановочный пункт, а именно: обустроить уклон съезда (заезда) на площадку с уклоном не более 10 %, обустроить съезд (заезд) на площадку шириной не менее 1,0 м, снизить перепад высот в месте съезда до 1,5 см; оборудовать остановочный пункт предусмотренным специальным местом для людей в кресле-коляске, с учетом габаритов кресла-коляски, но не менее 0,9 м*1,2 м; установить таблички о номерах маршрутов и расписании движения, выполненные крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м;
в " ... " напротив дома N " ... " обустроить остановочный пункт, а именно: обустроить уклон съезда (заезда) на площадку с уклоном не более 10 %, обустроить съезд (заезд) на площадку шириной не менее 1,0 м, снизить перепад высот в месте съезда до 1,5 см; установить таблички о номерах маршрутов и расписании движения, выполненные крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м.
Решением Отрадненского районного суда от 01 декабря 2016 года административный иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе глава Отрадненского сельского поселения Отрадненского района Едунов А.В. выразил несогласие с принятым решением суда и просил его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В письменном возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А. просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав представителя администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района по доверенности Перехода С.А., настаивавшего на удовлетворении жалобы, прокурора Стукова Д.Г., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 3 Федерального закона от " ... " N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от " ... " N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от " ... " N 257-ФЗ остановочные пункты являются элементами обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от " ... " N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 данного закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 14 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от " ... " N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от " ... " N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
" ... " от " ... " N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к категории маломобильных граждан отнесены инвалиды, лица старше 60 лет, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, и иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Отрадненского района проведена проверка соблюдения законодательства в части доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан.
По результатам проверки установлено и подтверждено судом, что остановочные пункты в " ... " не оборудованы в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, а именно: съезд/заезд с площадки указанных остановочных пунктов отсутствует; остановочные пункты по " ... " напротив дома N " ... " и " ... " напротив дома N " ... " специальным местом для людей в кресле-коляске не оборудованы. Кроме того, отсутствуют таблички о номерах маршрутов и расписании движения крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м.
Судом установлено, что в настоящее время указанные остановочные пункты, являющиеся муниципальной собственностью, недоступны для всех категорий маломобильных граждан, что является недопустимым.
До настоящего времени администрацией Отрадненского сельского поселения Отрадненского района не приняты меры к созданию условий для беспрепятственного доступа к остановочным комплексам для маломобильных граждан, чем допущены существенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
Таким образом, следует признать состоятельным вывод суда о том, что необеспечение условий доступности для инвалидов к остановочным пунктам нарушает права неопределенного круга маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы прокурора о незаконности бездействия административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав неопределенного круга лиц установлен судом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Таким образом, основания к отмене решения районного суда отсутствуют, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 01 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Отрадненского сельского поселения Отрадненского района Едунова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.