Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре " Ф.И.О. "7
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Административный истец просит суд признать незаконными решения административного ответчика от 18.03.2016г. " ... " об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный в " ... " и от 18.03.2016г. " ... " об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с к/н " ... ", расположенный в " ... "
В обоснование требований указывает, что ею на государственную регистрацию прав представлены:
Постановление главы администрации " ... " г.Сочи " ... " от 30.13.1994г. "О создании жилищно-строительного товарищества индивидуальных застройщиков "Ветеран", список членов садоводческого товарищества МКР "Нагорный", список членов ЖСТ "Ветеран", утвержденный 20.06.1996г., заключение Правления ЖСК "Ветеран"-Нагорный", справка территориального отдела по г.Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 10.02.2009г., кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый паспорт жилого дома, копия решения Центрального районного суда г. Сочи от 05.03.2009г. по гражданскому делу " ... ".
По мнению административного истца, данные документы достаточны для государственной регистрации права собственности на земельный участок и на расположенный на нем жилой дом.
Также административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования решений государственного регистратора, поскольку он пропущен из-за действия должностных лиц, выдавших документы в качестве, не позволяющих обжаловать данные решения в суде.
Административным ответчиком представлен отзыв на иск, согласно которому административный ответчик иск не признает, просит в его удовлетворении отказать.
В обоснование возрождений указывает, что административный истец " Ф.И.О. "1 неоднократно обращалась в Центральный отдел г. Сочи Управления с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу г " ... "; по результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором принимались решения об отказе в государственной регистрации прав.
Основанием отказов в государственной регистрации прав явилось то обстоятельство, что заявленное право на земельный участок не подпадало под действие норм Федерального закона РФ от " ... " N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
В частности, в качестве документов, подтверждающих основание возникновения права, в дело правоустанавливающих документов были представлены Постановление главы администрации " ... " г. Сочи от 30.11.1994г. " ... ", Постановление администрации г. Сочи от 23.11.1995г. N 930, а также список жилищно-строительного товарищества "Ветеран", утвержденный главой " ... " г.Сочи, в соответствии с которым за " Ф.И.О. "1 числился земельный участок " ... ".
Согласно вышеуказанным документам земельный участок предоставлялся ЖСТ "Ветеран", таким образом, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право приобрести земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Список членов товарищества, утвержденный Главой администрации района, является подтверждением пользования гражданином данного участка, а не устанавливает право собственности гражданина на земельный участок.
Следовательно, списки членов некоммерческого объединения, утвержденные Главой администрации района, не могут являться альтернативным документом решению органа государственной власти.
Также " Ф.И.О. "1 неоднократно было отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на вышеназванном земельном участке и имеющий адресные характеристики: " ... ". Причиной отказа послужило отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом.
Кроме того, при подаче " Ф.И.О. "1 административного иска от 29.08.2016г. административным истцом нарушен срок обжалования действий государственного органа, установленный ст.219 КАС РФ.
В частности, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно сведениям сектора делопроизводства Центрального отдела г. Сочи Управления в соответствии с заявлением " Ф.И.О. "1 от 02,07.2016г. о выдаче взамен утраченных заверенных копий сообщений об отказе " Ф.И.О. "1 были получены соответствующие документы, о чем имеется ее подпись, датированная 04.07.2016г.
Исходя из вышеизложенных фактов и доводов, считает административный (иск " Ф.И.О. "1 об оспаривании действий регистрирующего органа необоснованным.
В судебном заседании административный истец и ее представитель требования иска поддержали.
Представитель административного ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, что допускается правилами КАС РФ.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 сентября 2016 года отказано в удовлетворении административного иска " Ф.И.О. "1
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, выслушав " Ф.И.О. "1, просившую решение районного суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов дела, согласно ст.4, ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.2 ст,62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
" Ф.И.О. "1 обратилась в Центральный отдел г. Сочи Управления Росрсестра по Краснодарскому краю по поводу государственной регистрации права на земельный участок, к/н " ... ", расположенный по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, район Центральный, жилищно-строительное товарищество "Ветеран", участок " ... ", и на жилой дом, расположенный по адресу: " ... "
Решениями от 18.03.2016г. " ... " и от 18.03.2016г. " ... " отказано в государственной регистрации права.
В обоснование отказа в государственной регистрации прав на земельный участок государственным регистратором указано, что Постановление администрации г. Сочи " ... " от 15.07.1996г. "О проектировании жилищностроительным товариществом "Ветеран" жилой застройки коттеджного типа, которое указано в основание издания Постановления главы администрации " ... " г. Сочи " ... " от 24,12.2000г. "О предоставлении земельного участка по для размещения квартала индивидуальной жилой застройки", принято с грубейшими нарушениями земельного и природоохранного законодательства, об этом, в частности, указано в постановлении главы администрации Краснодарского края от 11.04.1997г. " ... " "О фактах грубого нарушения законов Российской Федерации и нормативных Краснодарского края, регулирующих регистрацию граждан, порядок землепользования и строительства в г. Сочи".
На момент принятия постановления главы администрации " ... " г. Сочи " ... " от 24.12.2000г. "О предоставлении земельного участка для размещения квартала индивидуальной жилой застройки" вступил в силу и действовал Федеральный закон от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с п.1 ст.2 которого государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
С учетом изложенного, если в указанный период ЖСТ "Ветеран" или его членам, на каком либо праве был предоставлен земельный участок, то об этом должно было быть выдано свидетельство установленного образца, либо должен быть заключен договор аренды, который также в соответствии с указанным Законом должен был быть зарегистрирован в уполномоченном органе. Кроме того, на момент принятия постановления " ... " от 24.12.2000г. глава администрации " ... " г. Сочи, согласно Уставу г. Сочи (в ред. Решений Городского Собрания г. Сочи от " ... "), действовавшему на момент его принятия, полномочиями по предоставлению земельных участков не обладал.
В п.6 ст.42 Устава г. Сочи в указанной редакции, и Постановления главы г. Сочи от 03.12.1998г. " ... " "Об утверждении порядка прохождения документов (заявлений граждан) для физических лиц по предоставлению и переоформлению прав на земельные участки на территории г. Сочи" полномочиями по предоставлению земельных участков обладал глава г. Сочи.
Пунктом 3.3 постановления главы администрации " ... " г. Сочи " ... " от " ... " утвержден список членов жилищно-строительного товарищества "Ветеран".
Представлена копия списка членов ЖСТ "Ветеран", которая имеет несоответсвие в утвержденных листах данного документа, а именно, первый лист являющийся светокопией заверен печатью "Ветеран Нагорный", остальные листы заверены печатью "Ветеран".
Государственный регистратор указывает, что имеется несколько вариантов списков членов ЖСТ "Ветеран-Нагорный", в данный момент имеющий наименование "Ветеран", наличие которых было выявлено регистрирующим органом в 2010 г.
Согласно сведений государственного фонда данных, полученного в результате проведения землеустройства, землеустроительное дело на ЖСТ "Ветеран Нагорный" было изъято Постановлением о производстве выемки от " ... " в материалы уголовного дела " ... ". В оставшейся копии землеустроительного дела, имеется список членов ЖСТ отличающийся от предоставленного списка членов ЖСТ "Ветеран" в части перечня членов ЖСТ. Согласно п.5.6 Временного положения о порядке изъятия и предоставления земель на территории г. Сочи, утв. Постановлением главы г. Сочи от 05.06.2001г. " ... ", действовавшего с момента принятия до 20.03.2002г., списки членов некоммерческих объединений граждан, уже являющихся землепользователями, подлежат перерегистрации в районных администрациях, по типовым формам отчетности и должны содержать определенные сведения. Последующие нормативные акты также предусматривают регистрацию списков членов некоммерческих организаций, в частности Положением о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории г. Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от " ... " " ... " предусмотрено, что оно устанавливает единый порядок предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории г. Сочи, находящиеся в собственности и (или) в ведении г. Сочи.
Согласно п.6.5 данного Положения предусмотрено, что земельные участки, предоставленные жилищно-строительным, иным некоммерческим организациям делятся в соответствии с их генеральными планами на земли общего пользования и на земельные участки, предоставляемые в индивидуальное пользование членам указанных организаций. При этом указанной организации и каждому члену данной организации оформляется отдельный правоудостоверяющий документ на земельный участок.
Списки граждан-очередников на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, ведутся, формируются и утверждаются главой администрации района (п.6.8 Положения).
Представленный кадастровый паспорт на соответствующий земельные участки правового значения не имеет, так как в разделе 16 (особые отметки) указано что, граница земельного участка не установлена.
В обоснование отказа в государственной регистрации прав на жилой дом государственным регистратором указано, что в соответствии со ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта : недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно, До 01.03.2018г. разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
На государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом государственный регистратор указывает, что ранее было заявлено о государственной регистрации права на земельный участок с к/н " ... ", однако в регистрации было отказано. В соответствии с требованиями п. 1.2 ст.20 Федерального закона от " ... " N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Объект недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: " ... " на учете в государственном кадастре недвижимости не значится.
Суд считает, что отказ в государственной регистрации прав на земельный участок и жилой дом административного истца основан на законе и достаточно обоснован и мотивирован.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу " Ф.И.О. "1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.