Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Морозовой Н.А., Сидорова В.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Чернявской И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Дубошина А.В. по доверенности Василенко Т.Н. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубошин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, установлении даты постановки на учет в списках очередности на улучшение жилищных условий, определении очередности на получение единовременной выплаты жилищно-бытовой комиссией ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 26 июня 2013 года он обратился к начальнику УФМС России по Краснодарскому краю с заявлением о принятии его, его супругу и детей на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 Федерального Закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ. 09 декабря 2015 года УФМС по Краснодарскому краю ФМС РФ ему была выдана выписка из Приказа от 18 февраля 2014 года N19 "О постановке на учет сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", согласно которой он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Количество членов семьи, учитываемых при расчете единовременной социальной выплаты: 4 человека (супруга, дочь, дочь, дочь). 09 декабря 2015 года начальнику УФМС России по Краснодарскому краю им подано заявление о приобщении к его учетному делу о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ справку об обучении его старшей дочери Дубошиной Е. А., " ... " г.р. на 3 курсе ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова" по очной форме обучения, для реализации его преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, предусмотренного вступившим 04.12.2015 года в законную силу Федеральным Законом от 23.11.2015 года N315-ФЗ. 20 июня 2016 года он обратился с заявлением к первому заместителю Министра внутренних дел РФ А.В. Говорову с заявлением, в котором просил признать его состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ с 2013 года и обеспечить его, как многодетную семью, преимущественным правом на предоставление данной выплаты перед иными сотрудниками, принятыми на учет в 2013 году, сообщить ему новый порядковый номер в льготной очереди и уточнить возможные сроки получения выплаты. 18 июля 2016 года им получен ответ из департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению N " ... ", согласно которому, по вопросу постановки в очередь ему рекомендовано обращаться в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, где создана жилищно-бытовая комиссия. 09 августа 2016 года он обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке его в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, ответ на который им до настоящего времени не получен. Истец полагает, что своим бездействием ГУ МВД России по Краснодарскому краю нарушает его права и охраняемые законом интересы.
В ходе судебного разбирательства представитель Дубошина А.В. по доверенности Василенко Т.Н. уточнила заявленные исковые требования, просила признать незаконными действия ГУ МВД России по Краснодарскому краю и обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю внести изменения в Распоряжение ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N206-р от 14 сентября 2016 года "Об утверждении решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю", дополнив Решение комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 09 сентября 2016 года по включению в список сотрудников органов внутренних дел, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при переходе в другой орган, которым постановлено:"включить в список лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты в ГУ МВД России по Краснодарскому краю Дубошина А.В. от 26.06.2013 года (дата подачи заявления) согласно выписки из приказа УФМС России по Краснодарскому краю N19 от 18 февраля 2014 года", признав Дубошина А. В. состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ не позднее 26 августа 2013 года; обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю обеспечить Дубошину А.В. предоставление единовременной социальной выплаты с учетом его преимущественного права в соответствии с новым порядковым номером, в установленный срок.
В судебном заседании представитель Дубошина А.В. по доверенности Василенко Т.Н. поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю, департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ по доверенностям Самусь Г.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований административного истца Дубошина А.В. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об оспаривании действий ГУ МВД России по Краснодарскому краю, установлении даты постановки на учет в списках очередности на улучшение жилищных условий, определении очередности на получение единовременной выплаты жилищно-бытовой комиссией ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Дубошина А.В. по доверенности Василенко Т.Н. просит решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении уточненных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Дубошина А.В. по доверенности Василенко Т.Н., представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю, департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ по доверенностям Самусь Г.А., судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Дубошин А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия ГУ МВД России по Краснодарскому краю и возложении на ГУ МВД России по Краснодарскому краю обязанности внести изменения в Распоряжение ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N206-р от 14 сентября 2016 года "Об утверждении решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю".
Судебной коллегией установлено, что 26 июня 2013 года Дубошин А.В. обратился к начальнику УФМС России по Краснодарскому краю с заявлением о принятии его - Дубошина А.В., его жены - Дубошиной Ю.Н., и его детей: Дубошиной Е.А., Дубошиной В.А. и Дубошиной М.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 Федерального Закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
09 декабря 2015 года УФМС по Краснодарскому краю ФМС РФ ему выдана выписка из Приказа от 18 февраля 2014 года N19 "О постановке на учет сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", согласно которой Дубошин А.В. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Количество членов семьи, учитываемых при расчете единовременной социальной выплаты: 4 человека (он, супруга, дочь, дочь, дочь).
09 декабря 2015 года начальнику УФМС России по Краснодарскому краю Дубошиным А.В. подано заявление о приобщении к его учетному делу о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ справки об обучении дочери Дубошиной Е.А., на 3 курсе ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова" по очной форме обучения, для реализации преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, предусмотренной вступившим 04.12.2015 года в законную силу Федеральным Законом от 23.11.2015 года N315-Ф3.
20 июня 2016 года Дубошин А.В. обратился с заявлением к первому заместителю Министра внутренних дел РФ А.В. Говорову с заявлением, в котором просил признать его состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ с 2013 года и обеспечить ему преимущественное право (как главе многодетной семьи) на предоставление данной выплаты перед иными сотрудниками, принятыми на учет в 2013 году, а также сообщить ему новый порядковый номер в льготной очереди и уточнить возможные сроки получения выплаты.
18 июля 2016 года Дубошиным А.В. из департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению получен ответ N " ... ", согласно которому, по вопросу постановки в очередь ему рекомендовано обращаться в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, где создана жилищно-бытовая комиссия.
09 августа 2016 года Дубошин А.В. обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, ответ на его обращение до настоящего времени не получен.
Полагая, что своим бездействием ГУ МВД России по Краснодарскому краю нарушает его права и охраняемые законом интересы, Дубошин А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия органа государственной власти незаконным.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком представлена копия выписки из протокола N153 Заседания центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 09 сентября 2016 года, на котором рассматривался вопрос о включении в список сотрудников органов внутренних дел, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при переходе в другой орган.
В соответствии с представленной выпиской постановленовключить в список лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты в ГУ МВД России по Краснодарскому краю Дубошина А.В. от 26.06.2013 г. (дата подачи заявления) согласно выписки из приказа УФМС России по Краснодарскому краю N19 от 18 февраля 2014 года, в также Распоряжение ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N206-р от 14 сентября 2016 года "Об утверждении решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю", которым утверждено указанное Решение комиссии.
В связи с указанными обстоятельствами представителем административного истца в судебном заседании были уточнены заявленные исковые требования, и Дубошин А.В. просил суд признать незаконными действия ГУ МВД России по Краснодарскому краю и обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю внести изменения в Распоряжение ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N206-р от 14 сентября 2016 года "Об утверждении решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю".
На основании ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В частях 2 и 3 ст.1 ЖК РФ указывается на то, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст.14 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", сотрудники органов внутренних дел, принятые на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Федеральной миграционной службе и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принимаются по новому месту службы в органах внутренних дел Российской Федерации на такой учет с даты постановки на учет в Федеральной миграционной службе.
Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Федеральной миграционной службе и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в Федеральной миграционной службе.
Согласно ст.10 указанного Закона, сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.4 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В силу п.5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются поименованные в данном пункте Правил документы.
В соответствии с п.11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п.5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти (п.15).
Вместе с тем, согласно п.20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления.
Однако, данные требования при принятии истца на учет ГУ МВД Росси по Краснодарскому краю соблюдены не были, поскольку сотрудники, имеющие больший стаж службы и обратившиеся позднее истца с заявлениями в списке очередников имеют преимущество перед истцом, что свидетельствует о нарушении прав Дубошина А.В. по обеспечению его жилым помещением, в частности очередности.
При этом, судом первой инстанции необоснованно указано на пропуск Дубошиным А.В. срока обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ГУ МВД России по Краснодарскому краю по изданию Распоряжения N206-р от 14 сентября 2016 года.
В суд Дубошин А.В. обратился 17 октября 2016 года, т.е. до истечения трехмесячного срока предусмотренного законом для обжалования действий органа государственной власти.
На основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что доводы Дубошина А.В. о нарушении его прав нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, решение суда первой инстанции об отказе ему в удовлетворении заявленных исковых требований, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Дубошиным А.В. административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Дубошина А. В. о признании незаконными действий ГУ МВД России по Краснодарскому краю удовлетворить.
Признать незаконными действия ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по изданию распоряжения N206-р от 14 сентября 2016 года "Об утверждении решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю" в части срока постановки на учет Дубошина А. В..
Обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю внести изменения в Распоряжение ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N206-р от 14 сентября 2016 года "Об утверждении решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю", дополнив Решение комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 09 сентября 2016 года по включению в список сотрудников органов внутренних дел, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при переходе в другой орган, указав в нем дату постановки на учет Дубошина А. В., " ... " г.р., для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ не позднее 26 августа 2013 года.
Обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю предоставить Дубошину А. В. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с новым порядковым номером, с учетом его преимущественного права на ее получение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.