Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Альчиковой Е.В.
при секретаре: Бурдиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 апреля 2017 года гражданское дело по иску Гапонова Л.И. к Военному комиссариату Тамбовской области о возложении обязанности заменить удостоверение
по апелляционной жалобе Гапонова Л.И. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 сентября 2016 года
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
установила:
Гапонов Л.И., ***, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о замене удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, выданного в г.Симферополь Республика Крым, и выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны на основании ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В обоснование иска Гапонов Л.И. указал, что является гражданином Российской Федерации, ветераном военной службы с выслугой 26 лет, военную службу закончил в звании майора. В период Великой Отечественной войны Гапонов Л.И. находился на территории Брянской области, где трудился в колхозе с 1943 года по 1949 год. В 1951 году призвался в ряды Советской Армии. В 2007 году на основании российских документов в г.Симферополь (Республика Крым) ему было выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, в связи с утратой которого в 2013 году Гапонову Л.И. был выдан его дубликат. В связи с ухудшением состояния его здоровья, смертью супруги, Гапонов Л.И. с августа 2015 года переехал на постоянное место жительства к сестре в г.Рассказово, Тамбовской области. Его удостоверение ветерана на территории Российской Федерации не действует. Рассказовское отделение Военного комиссариата Тамбовской области в замене удостоверения отказало, что послужило причиной обращения в суд.
В порядке статьи 39 ГПК РФ Гапонов Л.И. в редакции искового заявления от 29.07.2016 года исковые требования уточнил и просил обязать Военный комиссариат Тамбовской области выдать ему удостоверение ветерана Великой Отечественной войны согласно статье 20 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в обоснование указав, что замена паспорта ему была произведена на российский в г.Симферополе Республики Крым, одновременно замена удостоверения ветерана Великой Отечественной войны не произошла по причине отсутствия бланков на замену. 01.12.2015 года он подал заявление на замену удостоверения в Департамент по труду и соцзащите Киевского района г.Симферополя, однако, ответ не получен.
Указывая, что Президентом РФ в поздравительном письме от 09.05.2016 года он назван ветераном Великой Отечественной войны, что он является ***, что статус ветерана Великой Отечественной войны он уже имел, просил суд обязать ответчика произвести замену удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 сентября 2016 года Гапонову Л.И. отказано в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Тамбовской области об обязании выдать удостоверение ветерана Великой Отечественной войны согласно статье 20 Закона "О ветеранах".
С решением не согласен Гапонов Л.И., в апелляционной жалобе просит об его отмене и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что в материалах дела имеются все доказательства для удовлетворения иска и замене удостоверения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Военного комиссариата Тамбовской области Фомин Ю.Ю. исковые требования не признал и пояснил, что Военный комиссариат Тамбовской области только готовит документы для замены удостоверений и направляет их в Управление кадров Западного военного округа Министерства обороны РФ, которое принимает окончательное решение по вопросу замены удостоверений.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда 15 февраля 2017 года в связи с заявлением представителя Военного комиссариата Тамбовской области Фомина Ю.Ю. о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Управление кадров Западного военного округа Министерства обороны РФ, принимающее окончательное решение по вопросу замены удостоверений категории граждан, к которой относится истец, вынесла определение о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в связи с неправильным определением субъектного состава лиц, участвующих в деле, и непривлечением к участию в деле в качестве ответчика - Управления кадров Западного военного округа Министерства обороны РФ, к ведению которого ( по заявлению ответчика) отнесены вопросы замены удостоверений, а также в целях выяснения вопросов об исполнении указанными лицами обязательств, вытекающих из Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1532 " Об утверждении Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г.Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты) поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Представитель ответчика - Управления кадров Западного военного округа Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания по правилам статьи 113 ГПК РФ, в том числе публично посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте Тамбовского областного суда, в судебное заседание не явился, в связи с чем и на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной и дополнительной жалоб, поступивших относительно нее возражений, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, оформление удостоверений ветеранам производится несколькими учреждениями: Управлением кадров Западного военного округа, военным комиссариатом Тамбовской области и государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации в зависимости от льготной категории граждан и места получения ими пенсий.
Частью 4 статьи 330 ГПК РФ законодателем установлены безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, одним из которых является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле ( пункт 4).
В связи с непривлечением к участию в деле в качестве соответчика Управления кадров Западного военного округа Министерства обороны РФ последнее было лишено возможности своевременно представлять свои доводы и возражения по существу дела, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, что влечет за собой отмену решения суда первой инстанции.
Помимо этого, по мнению суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене и по основаниям п.п.1,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушения норм материального права.
Как следует из материалов дела, Гапонов Л.И. обратился в суд с иском, указав, что является гражданином Российской Федерации, ветераном военной службы с выслугой 26 лет, военную службу закончил в звании майора. В период Великой Отечественной войны он (Гапонов Л.И.) проживал на территории Брянской области, где трудился в колхозе с 1943 года по 1949 год. В 1951 году призвался в ряды Советской Армии. В 2007 году на основании российских документов в г.Симферополь (Республика Крым) ему было выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, в связи с утратой которого в 2013 году Гапонову Л.И. был выдан его дубликат. В связи с ухудшением состояния его здоровья, смертью супруги, Гапонов Л.И. с августа 2015 года переехал на постоянное место жительства к сестре в г.Рассказово, Тамбовской области.
В порядке статьи 39 ГПК РФ Гапонов Л.И. в редакции искового заявления от 29.07.2016 года исковые требования уточнил и просил обязать Военный комиссариат Тамбовской области выдать ему удостоверение ветерана Великой Отечественной войны согласно статье 20 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в обоснование указав, что замена паспорта ему была произведена на российский в г.Симферополе Республики Крым после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, одновременно замена удостоверения ветерана Великой Отечественной войны не произошла по причине отсутствия бланков на замену. 01.12.2015 года он подал заявление на замену удостоверения в Департамент по труду и соцзащите Киевского района г.Симферополя, однако, ответ не получен. Его удостоверение ветерана на территории Российской Федерации не действует.
Указывает, что Президентом РФ в поздравительном письме от 09.05.2016 года он назван ветераном Великой Отечественной войны, что он является инвалидом 2-ой группы, что статус ветерана Великой Отечественной войны он уже имел, просил суд обязать ответчика произвести замену удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.
Суд первой инстанции, отказывая Гапонову Л.И. в удовлетворении заявленных требований к Военному комиссариату Тамбовской области о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, исходил из оттого, что истцом вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлены надлежащие доказательства его работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо доказательства награждения его орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Ввиду отсутствия архивных документов, трудовой книжки или иных документов, подтверждающих факт работы истца в спорный период времени с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, сведений о награждении истца орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, сведений о сроках оккупации территории Брянской области (или ее отсутствии), отказ Военного комиссариата Тамбовской области в выдаче истцу удостоверения ветерана Великой Отечественной войны является правомерным.
Представленная незаверенная копия протокола опроса свидетелей Кулешова Л.Е. и Удовенко В.Г., подтвердивших факт работы истца в период войны в колхозе "Красный ручей", составленного комиссией по назначению пенсий при исполкоме Красногорского района Совета депутатов трудящихся Брянской области, не признана судом в качестве надлежащего доказательства; факт работы названных свидетелей в колхозе "Красный ручей" не подтвержден; удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, выданное по законам Украины, не является подтверждающим факт работы истца в тылу в военное время, поскольку на момент выдачи удостоверения истец являлся гражданином Республики Украина, документы истцом были получены на территории данного государства и в соответствии с законодательством Украины, а поэтому, по мнению суда первой инстанции, не могут быть расценены, как подтверждающие статус ветерана войны; представленные документы к гражданско - правовым отношениям на территории Российской Федерации применены быть не могут ввиду отсутствия международных соглашений между государствами; удостоверение истцу выдано после 1 января 1992 года, тогда как в силу ст. 28 ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов, выданного Правительством СССР или Правительством Российской Федерации до 1 января 1992 года.
С названными выводами суда, по мнению судебной коллегии, нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 1 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в статье 28 предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований Федерального закона Правительство Российской Федерации издало Постановление от 27 апреля 1995 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", а также Постановление от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны", которым утвержден единый образец бланка удостоверения, описание бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, проводивший государственную политику и осуществляющий управление в области социальной защиты ветеранов, в соответствии с данным Федеральным законом и на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423, от 5 октября 1999 г. N 1122 разработало Инструкцию о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее - Инструкция), которая утверждена Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, и определяет порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Абзац второй пункта 2.10 Инструкции предусматривает выдачу удостоверения ветерана Великой Отечественной войны на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, что соответствует нормам Федерального закона.
Федеральным Законом N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" определены особенности правого регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
В силу п.2 ст.2 названного Закона документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
26 декабря 2014 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1532 "Об утверждении Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г.Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации", которым предусмотрено, что замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя; замена производится по месту жительства на территории РФ на основании заявления, представленного гражданином (представителя гражданина) в уполномоченные органы.
Для замены подтверждающего документа представляются: паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ либо иностранного гражданина; документ, подтверждающий проживание на указанных территориях на 18 марта 2014 года; подтверждающий документ, подлежащий замене; в предусмотренных случаях документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность к льготной категории).
К замене принимаются подтверждающие документы, выданные в установленном порядке и являющиеся на территории, где они были выданы, и на дату их выдачи официальными документами. Подтверждающие документы, составленные на украинском языке, принимаются к замене без перевода на русский язык.
Судом первой инстанции вышеназванные нормы материального права при рассмотрении спорных правоотношений учтены не были.
Тогда как именно с вопросом о замене имеющегося удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, выданного Гапонову Л.И.повторно 18 ноября 2013 г. на территории Украины, Автономная Республика Крым, Киевский район, г. Симферополя, (дубликат) обратился истец, ссылаясь в подтверждение своих требований на то, что он является гражданином Российской Федерации, 9 июля 2015 года ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации отделом УФМС России по Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя (украинский заменен на российский). На 18 марта 2014 года он (истец) постоянно проживал на территории Автономной Республики Крым. После вхождения г. Симферополя в состав Российской Федерации возникла необходимость в замене удостоверения украинского образца на документ российского образца, в г. Симферополе замена не была произведена по причине отсутствия бланков удостоверения. Ввиду престарелого возраста, состояния здоровья, необходимости ухода за ним близкими родственниками он (истец) вынужденно переехал в город Рассказово Тамбовской области и нуждается в мерах социальной поддержки, установленных ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" как лицо, имеющее статус ветерана - участника Великой Отечественной войны, но в связи с отсутствием удостоверения лишен возможности получать социальные льготы, установленные российским законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, в выдаче такого удостоверения ему было отказано.
Между тем, согласно положений п.п.4 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, относятся к ветеранам Великой Отечественной войны (труженикам тыла военных лет).
Согласно Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 г. N 69, меры социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 г. N ГКПИ10-1125 по делу по заявлению Ю. о признании недействующим абзаца второго пункта 2.10. Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, при невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны данный факт может быть установлен в судебном порядке на основании представленных доказательств, в том числе и свидетельских показаний.
Истцом в обоснование заявленных требований указано на то, что в годы Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 г.г., т.е. более шести месяцев, он трудился в колхозе "Красный ручей" Брянской области, что дает ему право на признание участником Великой Отечественной войны - тружеником тыла и на получение удостоверения участника Великой Отечественной войны. Такое удостоверение ему выдавалось первоначально в 2007 году Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с установлением статуса участника войны жителей Киевского района г.Симферополя (л.д.14), согласно решения которой ему был присвоен статус участника войны со ссылкой на украинское законодательство. При этом в названном решении Комиссии указано, что Гапоновым Л.И. к заявлению о присвоении статуса приложены справка о несохранности архивов по колхозу "Красный ручей" и протокол опроса свидетелей по факту его работы в период ВОВ в колхозе "Красный ручей".
Согласно протоколу опроса свидетелей Кулешова Л.Е. и Удовенко В.Г. от 25 января 1995 года, удостоверенного Комиссией по назначению пенсий при исполкоме Красногорского районного Совета депутатов трудящихся Брянской области, Гапонов Л.И. действительно работал в колхозе "Красный ручей" в качестве рядового колхозника с 3 октября 1943 года по 31 декабря 1949 года, т.е. в годы Великой Отечественной войны. Самими свидетелями Кульшевым Л.Е. и Удолвенко В.Г. при опросе были предъявлены трудовые книжки с записью о работе в колхозе с 3 октября 1943 года по 1 сентября 1965 года.
Как установлено судом апелляционной инстанции в настоящее время названных свидетелей опросить не представляется возможным ввиду их смерти.
Суд первой инстанции, отказывая Гапонову Л.И. в принятии названного протокола опроса свидетелей в качестве доказательства, подтверждающего факт работы истца в тылу в годы Великой Отечественной войны, указал в решении на то, что копия протокола незаверенная, а поэтому не может быть принята в качестве доказательства. Кроме того факт работы самих названных свидетелей в колхозе "Красный ручей" не подтвержден никакими документами.
Между тем, суду апелляционной инстанции Гапоновым Л.И. был представлен оригинал названного протокола опроса свидетелей. Данный опрос произведен органом соцобеспечения - Комиссией по назначению пенсий при исполкоме Красногорского районного Совета депутатов трудящихся Брянской области, имеется подпись председателя комиссии, членов комиссии, и гербовая печать.
При таком положении согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что истцом представлена только незаверенная копия протокола опроса свидетелей Кулешова Л.Е. и Удовенко В.Г. нельзя.
Судебная коллегия расценивает представленное доказательство в силу положений ст. 60 и 71 ГПК РФ как допустимое, как надлежащий документ, удостоверенный органом соцобеспечения на территории Российской Федерации в целях подтверждения факта работы истца в тылу в годы войны не менее шести месяцев, который может быть принят в качестве документа, перечень которых указан в абзаце втором пункта 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", подтверждающего факт работы Гапонова Л.И. в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.
Допрошенный судом апелляционной инстанции в режиме ВКС свидетель Удовенко И.М., ***, проживающий в Брянской области, с. Красная гора, Красногорского района подтвердил факт работы Гапонова Л.И. в колхозе "Красный ручей" в 1943-1945 годы и пояснил, что он (свидетель) единственный, кто остался в живых в настоящее время из лиц, которые могут подтвердить данный факт. С Гапоновым Л.И. знаком с детства; вместе с ним работал в колхозе "Красный ручей" с 1943 года и после войны, вместе учились. Сам он (Удовенко И.М.) имеет статус Ветерана великой Отечественной войны; Кулешов Л.Е. и Удовенко В.Г., работавшие вместе с ними в период войны в колхозе "Красный ручей" умерли в настоящее время.
На обозрение суду апелляционной инстанции Удовенко И.М. предъявил удостоверение серии ВВ N 2827228, выданное 16 февраля 2005 года, согласно которому Удовенко И.М. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ "О ветеранах", как труженику тыла. Сам Удовенко И.М. подтвердил, что непосредственно в боевых действиях в силу возраста не участвовал в годы войны, звание ветерана ВОВ получил в связи с работой в колхозе в годы войны.
Более того, истцом Гапоновым Л.И. в материалы дела представлена копия письма Президента Российской Федерации от 9 мая 2016 года, в котором истцу выражены поздравления с 71-й годовщиной Великой Победы как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., что подтверждает его статус ветерана Великой Отечественной войны (труженика тыла военных лет).
Представители ответчика - Военного комиссариата Тамбовской области Фомин Ю.Ю., Попова Н.И. исковые требования Гапонова Л.И. не признали ввиду отсутствия документальных подтверждений для замены удостоверения, вместе с тем, пояснили, что если судом будет установлен факт работы Гапонова Л.И. в течение шести месяцев в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, исковые требования просили разрешить по усмотрению суда.
По изложенным выше основаниям судебная коллегия считает, что в материалах дела имеются обладающие свойствами относимости и допустимости (ст.ст.59-60 ГПК РФ), отвечающие требованиям ст.71 ГПК РФ доказательства осуществления Гапоновым Л.И. трудовой деятельности не менее шести месяцев в тылу в период Великой Отечественной войны, и поэтому на Военном комиссариате Тамбовской области лежит обязанность выдать Гапонову Л.И. удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (труженику тыла)
Решением суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований о признании за истцом права на замену удостоверения ветерана Великой Отечественной войны российского образца.
В удовлетворении требований к Управлению Западного военного округа Министерства Обороны РФ следует отказать, поскольку выдача удостоверений ветеранам Великой Отечественной войны (труженикам тыла) и замена таких удостоверений производится Военными комиссариатами, что не оспаривалось в судебном заседании 10 апреля 2017 года представителями Военного комиссариата Тамбовской области, и следует из отзыва на иск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 сентября 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым признать за Гапоновым Л.И. право на замену удостоверения участника Великой Отечественной войны, выданное в Республике Украина, и произвести замену удостоверения на соответствующее удостоверение по российскому законодательству - закону Российской Федерации "О ветеранах".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.