Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Забровской А.В.
с участием представителя административного истца Селезнёвой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Набояна В. К. к администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Набоян В.К. обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, а именно в размере ***.
В обоснование предъявленных требований административным истцом указано, что государственная кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, и которая ведет к увеличению земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Селезнёва Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Административные ответчики: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области), административное дело просили рассмотреть в отсутствие своих представителей. Не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и размер рыночной стоимости земельного участка, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требований по процессуальным основаниям.
Административный ответчик Администрация Тамбовской области в отзыве на административный иск считает требования не подлежащими удовлетворению. Указав, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки являлся предметом рассмотрения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением которой его оформление и содержание признано не соответствующим требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности.
С учетом указанных обстоятельств и положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, показания свидетеля Чуркиной Е.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Набоян В.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для магазина, площадью *** кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилого строения по адресу: ***.
Являясь соответственно плательщиком земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного земельного участка.
Так, согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень. (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Вышеуказанный земельный участок вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года.
Указанное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13.03.2017 года и от 24.05.2017 года, согласно которым кадастровая стоимость участка по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере *** руб..
Оспаривая данную кадастровую стоимость, административный истец 29 декабря 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия), представив выполненный оценщиком ЮОФ "П" Ч.Е.А. отчет об определении рыночной стоимости имущества N *** от 14 декабря 2016 года, в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2014 года определена рыночная стоимость участка в размере *** а также положительное экспертное заключение в отношении данного отчета Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков N *** от 26 декабря 2016 года.
Решением Комиссии N *** от 25 января 2017 года заявление административного истца отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности по причине того, что на странице 24 отчета в пояснениях к таблице 4.5 приведен диапазон значения ценообразующего фактора местоположение для активного рынка земель, тогда как на странице 21 указано, что спрос на оцениваемый земельный участок слаборазвит (неактивный рынок); на страницах 24 и 26 приводятся выводы оценщика о диапазонах значений ценообразующих факторов, которые не соответствуют диапазонам значения таблиц 4.5 и 4.8.
Несмотря на решение Комиссии, которое к тому же в силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не может являться предметом рассмотрения при рассмотрении требований административного истца по настоящему делу, суд, оценив представленный отчет оценщика, находит его соответствующим требованиям действующего законодательства.
Так, оценка объектов недвижимости осуществлена лицом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, членом Саморегулируемой организации оценщиков, имеющим страховой полис обязательного страхования ответственности оценщика, в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке объекта оценки содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в г.Тамбове, в том числе сегмента рынка, к которым относится объект оценки - под торгово-офисную застройку.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, влияющим на спрос и предложение, использовавшимся при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети "Интернет" и газетах "Из рук в руки", "Все для Вас", с указанием наименования Интернет-ресурса, номера газетного издания и даты ее подготовки, сведений, собранных в результате интервью с авторами предложений, контактные номера телефонов которых приведены.
Достоверность изложенных оценщиком в отчете сведений об объектах-аналогах в ходе судебного разбирательства не опровергнута.
Не согласиться с выводами оценщика о рыночной стоимости объекта оценки на дату его оценки у суда оснований не имеется. Не приведено таковых и административными ответчиками и заинтересованным лицом по делу в соответствии с ч.1 ст.62 и ч.ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж, при котором были подобраны объекты-аналоги, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектом оценки, в том числе по месту расположения относительно красной линии, поэтому введение корректировки не требовалось, независимо от указанного оценщиком значения диапазона данного ценообразующего фактора на странице 26 отчета в пояснениях к таблице 4.8.
При этом оценщиком обоснованно были проведены корректировки цен объектов-аналогов в зависимости от отличий ценнообразующих факторов с объектом оценки по таким ценообразующим факторам, как скидка на торг при активном рынке на 8 %, местоположение объектов-аналогов N1 и N3 на 4%, площадь объектов-аналогов N2 и N3 на 11% и 8 % соответственно.
В отчёте приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Мотивы отказа от использования при оценке земельных участков доходного и затратного подходов оценщиком приведены.
Допущенная на странице 21 отчета очевидная техническая ошибка в выводе оценщика о слабом развитом спросе на оцениваемый земельный участок, исходя из содержания отчета в целом, никоим образом не влияет на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, что подтверждено в судебном заседании оценщиком Чуркиной Е.А., допрошенной в качестве свидетеля.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае, доказательств иной рыночной стоимости земельного участка административного истца, в ходе рассмотрения дела суду не представлено. Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявляли.
Принимая во внимание, что доводы административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости подтверждены доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом подано впервые в Комиссию 29 декабря 2016 года, поэтому установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года.
Доводы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области и Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеют никакого отношения к государственной кадастровой оценке, несостоятельны и противоречат положениям действующего на момент определения и утверждения оспариваемых результатов кадастровой стоимости законодательства, в частности ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",
согласно которым названные государственные органы осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками наряду с Администрацией Тамбовской области.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Однако, учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое по существу не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Набояна В. К., поступившее в Тамбовский областной суд 18 мая 2017 года после обращения 29 декабря 2016 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2014 года в размере ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2017 года.
Судья Ледовских И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.