Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Медведевой Д.С. и Ситьковой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Сакварелидзе Т.Г.,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01 февраля 2017 г.,
по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Лупша Э.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Лупша Э.В. обратился к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить Лупша Э.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Лупша Э.В. обращался с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 01 февраля 2017 г. исковые требования удовлетворены. На министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Лупша Э.В. 05.10.1993 г. рождения жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Нефтекумского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края просил решение суда отменить по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно не применил закон, подлежащий применению, нарушил нормы процессуального права. Порядковый номер очереди истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 2192, обратилась лишь 28.07.2016 г., первоочередное предоставление жилых помещений не предусмотрено, иначе конституционные права детей-сирот, состоящих в очереди впереди истца, будут нарушены. Просил принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обосновано руководствовался ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Как видно из материалов дела, прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что Лупша Э.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно решению Нефтекумского районного суда от 17.10.2000 г. В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.
Постановлением главы муниципального образования п. Затеречный Нефтекумского района Ставропольского края от 16.09.2009 г. N 140 Лупша Э.В. поставлен на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения вне очереди.
Согласно информации Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 10.07.2013 г. сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на Лупша Э.В. не имеется.
В соответствии с информацией Государственного унитарного предприятия Ставропольского края Нефтекумский филиал "Крайтехинвентаризация" от 01.07.2013 г. сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на Лупша Э.В. не имеется.
В 2010 году Лупша Э.В. окончил обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении ... Ставропольского края.
В 2013 году Лупша Э.В. окончил обучение в Региональном многопрофильном колледже г. Ставрополя.
В соответствии с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края от 28.07.2016 г. Лупша Э.В. зарегистрирован 28.07.2016 г. за N 2192.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Лупша Э.В. включен в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени Лупша Э.В. жильем не обеспечен, в собственности жилья не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка очередности предоставления жилья не основаны на нормах материального права и не могут являться основанием для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно абз.1,3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным п. 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.п. 1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Пункт 9 ст. 8 Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159 -ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ (т.е. до 01.01.2013 г.) в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159 -ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Ставропольского края от 16.03.2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Другие доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.