Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Ситьковой О.Н., Медведевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Хлопянова А.Г.,
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 09 февраля 2017 г.,
по гражданскому делу по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к Гладкову О.В. о расторжении договора аренды лесного участка и об обязании возвратить лесной участок по акту приема-передачи,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и охрану окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, истец) обратилось в суд с иском к Гладкову О.В., в котором просило расторгнуть договор аренды лесного участка N 392 от 18.12.2012 г., по которому является арендатором Гладков О.В., и обязать передать лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,03 га, номер учетной записи 299-2012-11, местоположение: Шпаковский район, квартал 62, часть выдела 23 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество" министерству по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование истец указал, что договор заключен без учета того, что земельный участок находился на территории заказника краевого значения "Русский лес".
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 09 февраля 2017 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Хлопянов А.Г. просил решение отменить как незаконное, ссылаясь на доводы искового заявления. Указывает, что на момент заключения договора аренды сведения о расположении заказника отсутствовали, поэтому сделка была заключена в рамках правовых норм, однако, не были учтены нормы законодательства Ставропольского края в области природопользования и охраны окружающей среды, а именно: правовые акты о создании государственного природного заказника краевого значения "Русский лес". Просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного разбирательства и доказательств в обоснование уважительности причин неявки в судебное заседание не представила. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9.01.1998 г. N 1-П и от 7.06.2000 г. N 10-П; определения от 27.06.2000 г. N 92-0 и от 3.02.2010 г. N 238-0)
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (Определение от 15.01.2015 г. N 5-0)
Государственный природный заказник краевого значения "Русский лес" образован на территории города Ставрополя и Шпаковского района Ставропольского края. Занимает свыше 8 тыс. га, из которых более 6 тыс. ? лесной массив. Создан для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны. Кроме того, лес выполняет климато-водорегулирующие и склонозащитные функции. На территории природоохранной зоны заказника расположены памятники природы краевого значения: "Курган Лохматый" и "Травертиновый источник в Русской лесной даче".
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом первой инстанции и судебной коллегией по материалам гражданского дела, 31.10.2012 г. Гладков О.В обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средь Ставропольского края с заявлением о разрешении провести реконструкции водопровода на территории ГКУ "Ставропольское лесничество" в квартале 60 прилегающей к ДНТ "Лесовод" по ул. Лесной и передать данный участок длиной 100 м. в аренду. Водовод находится в собственности (л.д. 25).
Приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края N 569 от 13.12.2012 г. Гладкову О.Ш. предоставлен в аренду сроком на 49 лет лесной участок, находящийся в федеральной собственности площадью 0,03 га, номер учетной записи ... , расположенный по адресу местоположение: Шпаковский район, квартал 62, часть выдела 23 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждение "Ставропольское лесничество", для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта: водовода (л.д. 26).
18.12.2012 г. между ответчиком и Министерством природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края был заключен договор аренды лесного участка N 392, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,03 га, номер учетной записи ... , расположенный по адресу: местоположение - Шпаковский район, квартал 62, часть выдела 23 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество", для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объект водовода в целях и объемах согласно приложению N 3; N 6, сроком на 49 лет. Данный лесной участок был передан ответчику 29.01.2013 г., по акту приема- передачи (л.д. 8-24).
20.06.2016 г. на основании Постановления Губернатора Ставропольского края от 26.08.1997 г. N 547 "Об образовании государственных природных заказниках краевого значения", Постановления Правительства Ставропольского края от 12.09.2005 г. N 114-п было утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Русский лес". Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя.
На момент заключения договора аренды 18.12.2012 г. границы заказника "Русский лес" не были образованы.
При этом, п. 3.3.1 договора аренды установлено, что Арендатор вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением N5 к настоящему Договору и предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Предоставление проекта освоения лесов вменено в обязанность Арендатора п. 3.4.3 Договора ( л.д. 10). Однако, такого проекта не предоставлено, имеет место незаконное освоение лесного участка (ст.ст. 28, 88 ЛК РФ).
В силу подп."г" п. 2 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно п. 1 ст. 22 и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. В соответствии с п. 1 ст. 24 и п. 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Как следует из Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Русский лес", утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 12.09.2005 г. N114-п, на территории заказника запрещаются виды деятельности, перечисленные в разделе 3 Положения, в том числе, любые виды формы хозяйственной деятельности, рекреационного ии другого природопользования, препятствующие сохранению восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов. Землепользователь на территории заказника обязан: обозначить на местности предупредительными и информационными знаками границы заказника, обеспечить соблюдение установленного режима охраны заказника, принимать меры по охране растительного и животного мира.
Из ответа Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 24.02.2016 г. N40-19-2016/335 следует, что предоставленные лицам в аренду лесные участки на момент предоставления находились на территории земельного лесного фонда, объявленных заказниками краевого значения. Однако, при заключении договоров аренды лесных участков и разработке проектов освоении лесов данный факт не был учтен. В дальнейшем при определении границ заказника арендуемые участки не были включены в состав заказника.
О том, что арендуемые земельные участки не были включены в состав заказников, указывал и сам истец в пояснениях, из которых следует, что в 2012 году проведены работы по комплексному экологическому обследованию и межеванию границы заказника и его функциональных зон, в 2015 году - работы по корректировке материалов межевания Заказника. При этом с выездом на место геодезическим способом определялись координаты поворотных точек границ лесных участков, предоставленных в аренду. Границы Заказника устанавливались в зависимости от наличия на территории объектов охраны - природных объектов, растительного и животного мира. Застроенные территории и лесные участки, переданные в аренду, и в связи с этим испытывающие рекреационные нагрузки, в территорию Заказника не включены. Лесные участки, предоставленные в аренду, не включены в границы Заказника по той причине, что хозяйственная деятельность, для осуществления которой леечные участки предоставлены в аренду, противоречат проектируемому режиму особой охраны Заказника (л.д. 67-68).
Согласно пункту 5.2 договора N 392 от 18.12.2012 г., по требованию одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных разделе VI договора.
В соответствии с пунктом 6.2 договора аренды, расторжение договора решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (заготовка древесины; недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация и др;)
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу п. п. 1, 3 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Перечень оснований к досрочному расторжению договора аренды по требованию арендодателя определен п. 1 ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 и абзацем первым подпункта 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Условиями представленного договора аренды N 347 (раздел 5) предусмотрен порядок изменения и расторжения договора: по результатам очередного лесоустройства (внесении изменений в лесохозяйственный регламент) договор аренды подлежит соответствующему изменению ( п.5.2 договора); по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях указанных в разделе 6 настоящего договора; в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора ( п.6.2 договора).
Исходя из названных положений пунктов 2 и 4 статьи 620 Гражданского кодекса следует, что к недостаткам, препятствующим пользованию арендованным имуществом, могут быть отнесены не только физическое состояние объекта аренды, но и юридическая невозможность использовать имущество по назначению и в целях, согласованных сторонами договора аренды.
Как следует из материалов дела, государственный природный заказник краевого значения "Русский лес" образован в 1997 году на землях Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза, которое согласно приказу Рослесхоза от 21.08.2008 г. N 229 включено в создаваемое Ставропольское лесничество, что нашло отражение в лесохозяйственном регламенте Ставропольского лесничества и в пункте 2 положительного заключения проекта освоения лесов N08-194, отмененного приказом N68, в отношении спорного лесного участка.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Положением о заказнике "Русский лес" установлено, что Заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим Заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только виды деятельности:
сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы искошенного травостоя шириной не менее 5 метров;
сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения),
регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне Заказника.
Согласно части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими незаключенности и неисполнения, а ответчик ссылается на отсутствие уточненных границ участка из земель лесного фонда, частью которого является арендуемый ответчиком лесной участок, в материалах дела не представлено.
В соответствии со ст. 12 Лесного Кодекса Российской Федерации (освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невыполнение гражданами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Арендатор лесного участка обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением при условии соблюдения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.
Спорный договор аренды лесного участка заключен без учета требований вышеуказанных правовых норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края, что влечет за собой его расторжение в судебном порядке, возложения на ответчика обязанности передать его истцу по акту приема-передачи и при таких обстоятельствах решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требования.
Доказательства, опровергающие доводы Министерства, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлены.
В то же время судебная коллегия не может не согласится с заявленными требованиями об установлении срока - 10 дней со дня вступления решения в законную силу, для исполнения ответчиком обязанности по передаче имущества по акту-приема передачи.
В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В обоснование требования об установлении такого срока исполнения решения истцом не представлены доказательства невозможности исполнения решения в установленный законом срок, что не препятствует истцу требовать исполнения решения суда в установленный законом способом и срок, а в удовлетворении такого заявления истцу надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.327, 328,329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 09 февраля 2017 г. отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым исковое заявление министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к Гладкову О.В. о расторжении договора аренды лесного участка и об обязании возвратить лесной участок по акту приема-передачи - удовлетворить.
Расторгнуть договор аренды лесного участка N 392 от 18.12.2012 г., заключенного между министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Гладковым О.В. в отношении лесного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 0,03 га, номер учетной записи ... , местоположение: Шпаковский район, квартал 62, часть выдела 23 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество".
Возложить обязанность на ответчика Гладкова О.В. по передаче Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по акту приема-передачи лесного участка площадью 0,03 га, номер учетной записи ... , местоположение: Шпаковский район, квартал 62, часть выдела 23 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество".
В части требования об установлении ответчику 10 - дневного срока со дня вступления решения в законную силу для передачи объекта лесного участка площадью 0,03 га, номер учетной записи ... , местоположение: Шпаковский район, квартал 62, часть выдела 23 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество" - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.