Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Эклат" Маханина П.Г. на решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. N 16-/АР/1-214/5 от 30 января 2017 года юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Эклат" (далее - ООО "Эклат") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70000 (семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба оставлена без удовлетворения.
В жалобе директор ООО "Эклат" Маханин П.Г., просит отменить постановление должностного лица, решение судьи, представление, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Эклат" по доверенности Акопджанова Д.Ю., по доводам жалобы, возражения на жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу по доверенностям Слюсареву С.В. просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения юридического лица ООО "Эклат" к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила эксплуатация объекта "Полигон ТБО в г. Благодарном Ставропольского края" расположенного на объекте с кадастровым номером 26:13:061102:55, принадлежащем на праве собственности согласно государственной регистрации права от 06 августа 2015 года в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы (листы дела 5-8). При этом в обоснование виновности юридического лица об эксплуатации полигона ТБО государственный инспектор сослался на постановление N 16-0/АР/128а/3 от 05 сентября 2016 года, которым ООО "Эклат" был привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение по жалобе об оставлении постановления должностного лица без изменения, судья районного суда исходил из того, что ООО "Эклат" осуществляется эксплуатация полигона ТБО в г. Благодарном, Ставропольского края без положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства полигона ТБО, и не принято мер для его получения. Не выполнены требования законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, полигон ТБО, расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, территория бывшего колхоза "Красная звезда" в 2,7 км северо-западнее развилки автомобильных дорог "Летняя Ставка - Благодарный - Александровское" и "Светлоград - Благодарный - Буденновск", принадлежит на праве собственности ООО "Эклат".
Согласно заключению государственной экологической экспертизы, заказчиком проектной документации строительства полигона ТБО в г. Благодарном, а также государственной экологической экспертизы проектной документации являлось ГУП СК жилищно-коммунальное хозяйство Благодарненского района. Между администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края и ООО "Арго" заключено инвестиционное соглашение от 03 августа 2011 года N 1, предметом которого являлось строительство Благодарненского зонального центра по обращению с отходами и вторичными материальными ресурсами, в том числе полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса, районного участка сбора и временного размещения отходов, участка обезвреживания опасных медицинских отходов.
На основании постановления администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 22 марта 2011 года N 144 ООО "Арго" в аренду предоставлены земельные участки общей площадью 200 000 кв.м, сроком на 10 лет, категории - земли сельхозназначения, под строительство указанного объекта. Сторонами заключен договор аренды земельных участков от 22 марта 2011 года N 118.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 09 декабря 2013 года N 382-рг земельные участки, предоставленные ООО "Арго" на основании договора аренды от 22 марта 2011 года N 118, переведены из категории "земли сельхозназначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны. Безопасность и земли иного специального назначения".
ООО "Арго" получено разрешение на строительство от 17 августа 2011 N RURU6505101-066 объекта капитального строительства - Благодарненский зональный центр обращения с отходами и вторичными ресурсами 1 очередь строительства: полигон твердых бытовых отходов. Срок действия разрешения до 31 июля 2021 года.
По окончании строительства ООО "Арго" получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29 января 2015 года N RU26505101 - 004.
На основании договора купли-продажи от 28 июля 2015 года ООО "Арго" продало полигон ТБО ООО "Эклат", которое в настоящее время является его собственником.
Таким образом, факт того, что заказчиком указанной экспертизы являлось не общество, а другое лицо, не имеет юридического значения, поскольку объектом указанной экспертизы является проектная документация. Положение не предъявляет специальных требований к субъекту, являющемуся ее заказчиком.
Вместе с тем, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Эклат", события вмененного административного правонарушения указав на то, что ООО "Эклат" осуществляет эксплуатацию полигона ТБО в г. Благодарный Ставропольского края не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства полигона и не принял мер к его получению.
Данный вывод суда противоречит установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Экологическая экспертиза, согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объекты, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в случае внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения такой экспертизы.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Статьей 27 Закона об экологической экспертизе предусмотрено, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 указанного Закона.
Как следует из вышеуказанного, разрешение на строительство полигона ТБО было выдано застройщику - ООО "Арго" 17 августа 2011 года. Строительство полигона завершено 29 января 2015 года, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию первой очереди строительства - полигон ТБО, выданным ООО "Арго".
Однако, судья районного суда не учел, что ООО "Эклат" не являлось заказчиком указанной проектной документации, а также застройщиком полигона ТБО.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства ведения деятельности ООО "Эклат" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в соответствии с требованиями закона, а потому ссылка судьи районного суда в решении на данные обстоятельства необоснованна.
Приказом от 04 апреля 2016 года N 847 Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ООО "Эклат" отказано в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1- 4 классов опасности.
Решением Арбитражного Суда Ставропольского края от 28 апреля 2017 года (дело N А63-13172/2016) данный приказ признан незаконным с обязанием Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу выдать ООО "Эклат" лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности.
В данном решении указано, что технико-экономическое обоснование и проекты строительства могли быть объектом экологической экспертизы только при наличии указанных условий - возможность намеченной деятельности оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Однако департаментом не представлено доказательств того, что эксплуатация полигона ТБО в Благодарненском районе могла оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Данный суд пришел к выводу об отсутствии необходимых условий, предусмотренных законом, действовавшим в период спорных правоотношений, требующих обязательного проведения государственной экологической экспертизы технико - экономического обоснования и проекта строительства полигона ТБО в Благодарненском районе.
Из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня его совершения.
Исследование материалов дела показало, что событие, квалифицированное как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вмененное ООО "Эклат" имело место в период с 17 августа 2011 года (начало строительства) по 29 января 2015 года (завершение строительства).
Принимая решение по делу, судья районного суда, сославшись на нарушения статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" допущенные ООО "Эклат" не принял во внимание вышеприведенные обстоятельства.
Выводы судьи районного суда о совершении ООО "Эклат" административного правонарушения основываются на доказательствах, которые не были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все выводы судьи районного суда построены на постановление должностного лица, в отношении которого заявителем подана жалоба, а также на постановлении о привлечении к административной ответственности вышеуказанного лица. Более того, в качестве доказательств виновности в совершении ООО "Эклат" административного правонарушения судья сослался на внесенное представление N 16/АР/1-214/6 от 30 января 2017 года должностного лица, которое заявителем оспаривалось в суде первой инстанции и не получило никакой правовой оценки.
В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО "Эклат" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования об оспаривании представления, не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и разрешается в ином судебном порядке.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу директора ООО "Эклат" Маханина Павла Георгиевича - удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. N 16-/АР/1-214/5 от 30 января 2017 года и решение судьи
Благодарненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года, в отношении ООО "Эклат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО "Эклат" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья краевого суда О.Р. Корнушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.