Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.С.Жельнио,
судей И.Н.Овсянниковой, К.В.Аноприенко,
при секретаре С.А.Никитченко,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шишова Д.А. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 20 января 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску Шишова Д. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности постановки на учет нуждающегося в получении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - Дулениной Е.М., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шишов Д.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности постановки на учет нуждающегося в получении жилого помещения. В обоснование требований указал, что проходил службу по контракту в Вооруженных Силах России, последним местом службы была войсковая часть 21720 с. Екатеринославка, по месту службы был обеспечен служебным жилым помещением по "адрес", где и проживает до настоящего времени. Уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями 11.10.2011г., выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет. На момент увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства обеспечен не был. 23.12.2014г. ответчиком в его адрес было направлено уведомление о необходимости выселения из занимаемого служебного жилого помещения, однако освободить жилое помещение он не имеет возможности, поскольку иного жилья у него нет. В этой связи, он обратился с заявлением к ответчику о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, однако решением ответчика от 29.04.2015г. ему было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку он, как военнослужащий, имел право на предоставление ему жилого помещения для постоянного проживания, в том числе по избранному им месту жительства.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 20 января 2017 года в удовлетворении иска Шишову Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе Шишов Д.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение. Указывает на то, что был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении и принят на жилищный учет Белогорской КЭЧ района до предоставления ему служебного жилого помещения и принятия указанного приказа на основании Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054. Предоставление ему и членам его семьи для проживания в период прохождения военной службы служебного жилого помещения не является основанием для снятия с жилищного учета. Он, как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, не обеспеченный на момент увольнения постоянным жилым помещением, состоящий на жилищном учете до получения служебного жилого помещения и проживающий на момент увольнения в служебном жилом помещении, должен быть поставлен на учет в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пп. 6 и 7 Правил о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции истец Шишов Д.А. о времени и месте судебного разбирательства был надлежащем образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется соответствующее ходатайство, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 25 мая 1993 г. по 28 ноября 1994 г., с 10 февраля 1995 г. по 07 ноября 1995 г., с 22 ноября 1995 г. по 11 октября 2011 г. Шишов Д.А. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 21720 N 180 от 29.08.2011г., Шишов Д.А. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункт 2 статьи 51 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе"), с 11.10.2011г. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы Шишова Д.А. на 11.10.2011г. в календарном исчислении составила 18 лет 01 месяц 19 дней.
С 14.08.2009г. и по настоящее время Шишов Д.А. совместно со своей семьей зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении - квартире "данные изъяты", которое было предоставлено ему на основании договора найма служебного жилого помещения N от 14.08.2009 г., заключенного между ним и Белогорской КЭЧ Министерства обороны РФ, что подтверждается поквартирной карточкой.
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, супруге истца ФИО1 и дочери ФИО2 с 20 апреля 2002г. принадлежит по "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру "данные изъяты", общей площадью 50,4 кв. м., за Шишовым Д.А. прав собственности на жилое помещение не зарегистрировано.
23.12.2014г. в адрес Шишова Д.А. было направлено уведомление с предложением в месячный срок после его получения освободить удерживаемое жилое помещение.
03.02.2015г. истец обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи из 4 человек.
Решением ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N 123 от 29.04.2015г., истцу было отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием правовых оснований для постановки на учет, с учетом ст.54 Жилищного кодекса РФ, п.1 приказа Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 года.
30.04.2015 года ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ истцу был дан ответ, согласно которого, Шишову Д.А. отказано в удовлетворении заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении в связи с тем, что он обратился с заявлением несвоевременно, после увольнения с военной службы.
По сообщению МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорск" от 16.12.2016г., Шишов Д.А. по состоянию на 13.12.2016г. малоимущим не признан и на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, сведения об обращениях Шишова Д.А. с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствуют.
Военным комиссариатом Амурской области в материалы дела предоставлен рапорт Шишова Д.А. от 07.12.2009г. из содержания которого следует, что жилой площадью по нормам установленным действующим законодательством он обеспечен по "адрес".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 15, 15.1, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", п. 12, 13, 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998г. исходил из того, что признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях уполномоченными органами министерства обороны России осуществляется лишь в период военной службы, до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, при этом доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, уполномоченными органами принято решение о принятии на учет Шишова Д.А. до даты исключения его как военнослужащего из списков личного состава воинской части в соответствии с требованиями п. 5 Правил не представлено, в настоящее время Шишов Д.А. военнослужащим не является, статус военнослужащего утратил, в связи оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия выводы суда признает верными, поскольку они основаны на правильно примененных нормах действующего законодательства, тщательном исследовании в судебном заседании и правильной оценке всех представленных сторонами доказательств, которые подробно приведены в решении суда.
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, Инструкция не предусматривает.
Истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после увольнения с военной службы.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года.
Согласно Правилам (п. п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 компетенция органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, претерпела изменения.
В соответствии с п.п. 3 и 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении жилых помещений, пригодных для проживания военнослужащих, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В остальной части указанные Правила подлежат применению.
Таким образом, статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривая жилищные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье и подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, в то же время предполагает, что военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о реализации жилищных гарантий и эти решения оформляются соответствующим образом. Необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является обращение военнослужащего в установленном порядке до увольнения с военной службы с требованиями о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений или о предоставлении жилищных гарантий.
Каких - либо доказательств, бесспорно свидетельствующих о постановке истца на такой учет либо об обращении истца с соответствующим рапортом и необходимыми документами в установленном законом порядке до его увольнения с военной службы, стороной истца представлено не было, вместе с тем из материалов дела усматривается, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением истец Шишов Д.А. обратился только 03.02.2015 г., т.е. через три года после своего увольнения и, как следствие утраты статуса военнослужащего.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ не вправе было ставить Шишова Д.А. после утраты им статуса военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, ответчиком обоснованно отказано истцу в постановке на указанный учет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебным решением и влекут к переоценке доказательств, оцененных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи, с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 20 января 2017г.,- оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишова Д.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Е.С.Жельнио
Судьи: К.В.Аноприенко
И.Н.Овсянникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.