Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Аноприенко К.В., Овсянниковой И.Н.,
при секретаре Никитченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2017 года гражданское дело по иску Дамаскиной Г. В. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному казенного учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" о признании незаконным решения об отказе в установлении региональной социальной доплаты к пенсии, по апелляционной жалобе представителя истца на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2017 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Дамаскина Г.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным решения от 20.06.2016 года N 211 об отказе в установлении региональной социальной доплаты к пенсии и возложении обязанности установить доплату в размере 280,17 руб., в обоснование указав, что являясь инвалидом 2 группы и получателем пенсии по старости с мая 2016 года состоит на учете в УПФР в Железнодорожном районе г.Хабаровска. Ответчиком необоснованно отказано в удовлетворении заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии по мотиву превышения общей суммы материального обеспечения (11610,06 руб.) над величиной прожиточного минимума установленной в субъекте. Между тем, сумма ее пенсии не превышает 10614,83 руб., в то время как величина прожиточного минимума для пенсионеров в Хабаровском крае на 2016 год установлена в размере 10895 руб ... Для защиты нарушенного права ею понесены подлежащие возмещению расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб..
К участию в деле в качестве соответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены соответственно Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" (КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску") и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края.
В ходе судебного разбирательства представитель истца исковые требования в части возложении обязанности установить региональную ежемесячную социальную доплату к пенсии в размере 280,17 руб. не поддержал, поскольку в связи с индексацией с 01.02.2017 года размер пенсии истца составил 11188 руб..
Представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" исковые требования не признали, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для установления истцу региональной доплаты к пенсии, поскольку общая сумма материального обеспечения заявителя по состоянию на дату рассмотрения заявления, с учетом стоимости набора социальных услуг, вне зависимости от формы его предоставления (натуральная или денежная), превышала величину прожиточного минимума.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 17.03.2017 года Дамаскиной Г.В. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Дамаскиной Г.В. Дамаскин С.А. просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом представленных доказательств, опровергающих доводы ответчиков и выводы суда о превышении суммарного размера пенсии истца над величиной прожиточного минимума. Выводы суда о замене мер социальной поддержки денежной выплатой не соответствуют действительности. Истец, нуждаясь в получении дорогостоящих лекарств, от получения мер социальной поддержки в натуральной форме никогда не отказывалась, а согласно п.1.6 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.11.2009 года N 352-пр меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме, при подсчете общего материального обеспечения пенсионера не учитываются.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители ответчиков просят оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель истца Дамаскиной Г.В. Дамаскин С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Самохин А.А. и КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" Малахова Р.А. с апелляционной жалобой не согласились.
Истец Дамаскина Г.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена, неявка разбирательству не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, размер установленной Дамаскиной Г.В. пенсии по старости в оспариваемый период составлял 9212,47 руб., ежемесячной выплаты как инвалиду 2 гр. - 1402,36 руб. (всего 10614,83 руб.).
Величина прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", установлена на 2016 год Законом Хабаровского края от 28.10.2015 N 131 в размере 10895 руб..
Решением Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 20.06.2016 года N 211 Дамаскиной Г.В. в установлении региональной социальной доплаты к пенсии отказано, поскольку общая сумма ее материального обеспечения, с учетом пенсии и ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, превышает величину прожиточного минимума в Хабаровском крае, установленную для определения региональной социальной доплаты к пенсии.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.12.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Хабаровского края от 28.10.2015 N 131 "О величине прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае на 2016 год в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии", Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размера и выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.11.2009 года N 352-пр, и исходил из того, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, не может быть меньше установленной величины прожиточного минимума пенсионера. Пенсионерам, проживающим на территории Хабаровского края, в размерах и на условиях, предусмотренных ст.12.1 ФЗ от "О государственной социальной помощи" установлена региональная социальная доплата к пенсии в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законом Хабаровского края с тем расчетом, чтобы с учетом данной доплаты к пенсии общая сумма материального обеспечения пенсионера достигла установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера. При подсчете общей суммы материального обеспечения учитываются пенсии, дополнительное материальное (социальное) обеспечение, ежемесячные денежные выплаты, включая стоимость набора социальных услуг. Инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Набор социальных услуг льготник может получать в натуральной форме либо в денежном выражении, отказавшись от получения набора как полностью, так и в части. На момент рассмотрения заявления истца об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, общий размер социальных услуг в рублях составлял 995,23 руб., из них обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, - 766,55 руб., в связи с чем, общая сумма материального обеспечения Дамаскиной Г.В. превышала величину прожиточного минимума, установленную в целях назначения региональной социальной доплаты к пенсии.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого решения об отказе в установлении региональной социальной доплаты к пенсии незаконным соглашается, отклоняя доводы апелляционной жалобы.
Конституция РФ, закрепляя в ст.39 право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, не решает вопрос о праве гражданина на конкретные его формы и способы. Федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей в сфере социальной политики государства, а также с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития вправе определять их объем и условия предоставления.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии, это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст.4 ФЗ от 24.10.1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Как верно указал суд первой инстанции в силу ст.12.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой социальной поддержки и предоставляет возможность ее изменения исходя из имеющихся у гражданина потребностей в конкретный период.
Дамаскина Г.В., являясь инвалидом 2 группы и пенсионером по старости, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Факт получения такой социальной помощи и размер ее денежного эквивалента, истцом не оспаривался.
Ссылка в апелляционной жалобе на п.1.6 Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размера и выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.11.2009 N 352-пр, в силу которого при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитывались меры социальной поддержки, предоставляемые ему в натуральной форме, несостоятельна, т.к. с 01.01.2011 года данный пункт исключен Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2010 N 391-пр.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на иную оценку представленных доказательств, и основанием к отмене решения суда являться не могут. Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 марта 2017 года по иску Дамаскиной Г. В. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному казенного учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" о признании незаконным решения об отказе в установлении региональной социальной доплаты к пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.С. Жельнио
Судьи И.Н. Овсянникова
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.