Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Редько Е.П., Паксимади Л.М.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жедика В.Н. об оспаривании бездействия администрации "данные изъяты"
по апелляционной жалобе представителя административного истца Сукало В.А. на решение Абаканского городского суда от 2 марта 2017 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения представителя административного истца Сукало В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жедик В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации "данные изъяты", выразившееся в нерассмотрении семи заявлений и в ненаправлении ответов в 30-дневный срок, мотивируя требования тем, что на его обращения ДД.ММ.ГГГГ в муниципальный орган о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков до дня обращения в суд не получены ответы. Полагал, что бездействие администрации "данные изъяты" противоречит положениям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права на участие в торгах.
В судебное заседание административный истец Жедик В.Н. не явился, направил представителя.
Представитель административного истца Сукало В.А. требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации "данные изъяты" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
В письменном отзыве на административный иск глава администрации "данные изъяты" Хозе В.И. просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что заявления Жедика В.Н. поступили после срока окончания приема заявок на участие в аукционе, в связи с чем рассмотрению не подлежали, о чем заявителю подготовлен ДД.ММ.ГГГГ и по почте направлен ответ.
Решением Абаканского городского суда от 2 марта 2017 г. Жедику В.Н. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Жедика В.Н. - Сукало В.А., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, которым требования удовлетворить. Ссылаясь на доводы и основания административного искового заявления, анализируя действующее земельное законодательство, указывает, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения в срок, предусмотренный ст. 39.18 ЗК РФ, и в ненаправлении заявителю ответа о результатах рассмотрения заявлений.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п. 18-20 ст. 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"); извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы; организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В силу п. 1 указанной нормы в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте "данные изъяты", в печатном издании " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N опубликованы извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с указанием их адресов, площади, вида разрешенного использования. Установлена дата начала приема заявок - ДД.ММ.ГГГГ и дата окончания - ДД.ММ.ГГГГ в ... час. ... мин. (л.д. 6, 30-42).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Жедик В.Н. по почте направил в администрацию "данные изъяты" семь заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участок (л.д. 7-14). Заявления получены администрацией ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении (л.д. 15).
Доказательств представления в орган местного самоуправления заявлений в установленные в извещениях сроки материалы дела не содержат.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ (исх. N), адресованном Жедику В.Н., глава "данные изъяты" сельсовета указал, что заявления поступили после окончания срока принятия, в связи с чем остаются без рассмотрения (л.д. 59).
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия администрации, выразившегося в нерассмотрении заявлений, поскольку в силу п. 6 ст. 39.12 ЗК РФ заявки (заявления), поступившие по истечения срока подлежат возражению заявителю. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы административного искового заявления, подробно были исследованы судом, получили соответствующую оценку в решении. Выводы суда основаны на нормах права, проанализированных в судебном постановлении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены судебного постановления, не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 2 марта 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Жедика В.Н. - Сукало В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Страхова О.А.Редько Е.П.Паксимади Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.