Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Мальмановой Э.К. и Метелевой А.М.
при секретаре: Ивановой Л.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Правительства "данные изъяты" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по иску Козлова В.А. к Государственному казенному учреждению "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"", Правительству "данные изъяты" о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, возложении обязанности внеочередного предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Козлов В.А. обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что родился ДД.ММ.ГГГГ, с "данные изъяты" возраста остался без попечения родителей, лишенных в отношении него родительских прав, в связи с чем был определен в учреждение на полное государственное обеспечение. На основании ордера зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: "адрес", в которой не проживает в силу отсутствия условий для проживания. В целях реализации своего права по обеспечению жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное казенное учреждение "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" (далее ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"") с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" в письме N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в вышеуказанный список, так как он пропустил срок обращения с данным заявлением, в связи с достижением возраста "данные изъяты" лет. Полагает отказ незаконным, поскольку он неоднократно обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Кроме того, органы опеки и попечительства не разъяснили ему право обращения на получения жилья по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а жилье в котором он зарегистрирован является непригодным для проживания. Просил суд обязать ответчиков включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании Козлов В.А. и его представитель по доверенности Сельмурзаев Ч.Х. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представители ГКУ "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" Короткова В.Н. и Правительства "данные изъяты" Сергеева Н.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Козлова В.А. удовлетворены, на ГКУ "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" и Правительство "данные изъяты" в лице уполномоченного органа возложена обязанность включить Козлова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На Правительство "данные изъяты" возложена обязанность предоставить Козлову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе Правительства "данные изъяты" ставится вопрос об отмене решения суда, указав на отсутствие оснований для включения Козлова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в связи с достижением им на момент обращения возраста "данные изъяты" лет. Доказательств обращения истца с соответствующими заявлениями ранее достижения указанного возраста, суду не представлены. Не принято во внимание, что за Козловым В.А. на основании ордера и регистрации закреплено жилое помещение, в котором проживает его сестра и "данные изъяты", не признанное непригодным в установленном законом порядке, что дает ему право для вселения в это жилое помещение.
Заслушав докладчика, объяснения представителей Правительства "данные изъяты" Лозовой Н.П. и ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" Коротковой В.Н., поддержавших доводы жалобы, Козлова В.А. и его представителя по доверенности Сельмурзаева Ч.Х., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодекса Российской Федерации и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Козлов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей, решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО2 и мать ФИО3 лишены родительских прав.
Постановлением администрации "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N Козлов В.А. определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение; за ним закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.А. воспитывался в интернате N, затем обучался в "данные изъяты", проживал в общежитии "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в "данные изъяты", проживал в общежитии "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.А. обратился с заявлением в ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты" о включении в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" письмом N от ДД.ММ.ГГГГ Козлову В.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением им возраста "данные изъяты" лет.
Согласно паспорту истца серии N, Козлов В.А. состоит на регистрационном учете по адресу: "адрес". Указанная квартира предоставлена ДД.ММ.ГГГГ семье Козловых в составе "данные изъяты" человек, согласно ордеру на вселение, выданного его матери ФИО3, право пользования которой, закреплено за истцом.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на неоднократные обращения истца и директора школы-интерната, где воспитывался Козлов В.А., в органы местного самоуправления с заявлениями о его включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а также сослался на невозможность вселения и проживания в закрепленное за истцом жилое помещение.
Судебная коллегия с выводами районного суда согласиться не может по следующим основаниям
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абзаца 3 стать 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред., действующей с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Козлов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста "данные изъяты" лет - ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения к ответчику с заявлением достиг возраста "данные изъяты" лет.
Выводы районного суда о неоднократном обращении истца с заявлениями о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в том числе и со стороны директора школы-интерната, где воспитывался Козлов В.А., не свидетельствуют о соблюдении истцом условий получения социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Козлов В.А. обращался по иным вопросам, связанным с реализацией его жилищных прав, в числе которых предоставление ему комнаты в общежитии, что подтверждается ответом Жилищного управления администрации г "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам личного дела воспитанника "данные изъяты" Козлова В.А., директор учреждения ДД.ММ.ГГГГ обращался к начальнику отдела охраны прав детства, опеки, попечительства администрации "данные изъяты" о предоставлении сведений о сохранности жилого помещения, закреплённого за Козловым В.А.
Последующие обращения истца к администрации г "данные изъяты" Правительству "данные изъяты" и в ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты" по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, имели место после отказа ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ во включении его в указанный список.
Доводы истца и его представителя о ненадлежащем исполнении обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства и образовательными учреждениями, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением, поскольку впервые о своих правах как лица вышеуказанной категории по обеспечению жилым помещением он заявил в ДД.ММ.ГГГГ (после достижения "данные изъяты" лет), при том, что имел возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения возраста "данные изъяты" лет.
Судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств о причинах пропуска Козловым В.А. срока, приходит к выводу, что неграмотность истца, неоднократные его обращения после отказа уполномоченных лиц во включении его в данный список и разъяснения ему права обращения в суд, с учетом срока длительности периода, истекшего со дня достижения истцом совершеннолетия ( ДД.ММ.ГГГГ год), а также исполнения им 23 лет ( ДД.ММ.ГГГГ года) до обращения с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ год) и с иском в суд ( ДД.ММ.ГГГГ года), не могут являться уважительными причинами, препятствующими включению его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Выводы суда о невозможности проживания Козлова В.А. по месту его регистрации в закрепленном за ним жилом помещении, по причине его непригодности для проживания, а также несоблюдение учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, в случае его вселения, как основание для удовлетворения его требований, основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
На основании пункта 6 статьи 10 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 года N6/2002-ОЗ "О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области" предусмотрено, что жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что судом первой инстанции, исходя из предмета и основания заявленных требований, не в полном объеме были определены значимые по делу обстоятельства, то судом апелляционной инстанции были истребованы новые доказательства (п. 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N13) о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении по адресу: "адрес"., и о состоянии указанного жилого помещения на настоящий момент, учитывая, что судом сделаны выводы на основании акта обследования жилищно-бытовых условий из материалов личных дел Козловых от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные доказательства, с учетом мнения сторон, были приобщены к материалам дела и исследованы на заседании судебной коллегии.
Из представленных справки УМВД России по "данные изъяты" Отдела по вопросам миграции отдела полиции N УМВД России по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования жилого помещения по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире значатся зарегистрированными, с учетом истца по делу, "данные изъяты" человек.
В соответствии с пунктом 1.1 Решения Совета муниципального образования "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об учётной норме площади и норме предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории "данные изъяты"" учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере "данные изъяты" квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Исходя из общей площади квартиры в размере "данные изъяты" кв.м., на истца, с учетом всех зарегистрированных в ней лиц, приходится 15 кв.м., что соответствует учетной норме вышеуказанного Решения.
Доводы истца и его представителя о невозможности проживания Козлова В.А. в закреплённом за ним жилом помещении, судебная коллегия находит несостоятельными, по следующим основаниям.
В суде первой инстанции и на заседании судебной коллегии факт непригодности жилого помещения для постоянного проживания не подтвержден.
Согласно ответу жилищного управления администрации муниципального образования " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" в списках аварийного, подлежащего сносу или капитальному ремонту жилья, не значится.
Из представленного акта обследования квартиры N N, расположенной в "адрес", составленного специалистом ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение находится в сохранности и требует ремонта.
Специалист ФИО1, проводившая обследование квартиры, на заседании судебной коллегии пояснила, что в квартире все коммуникации находятся в рабочем состоянии, однако санитарное состояние квартиры неудовлетворительное, требуется уборка и косметический ремонт.
Козлов В.А. на заседании судебной коллегии пояснения ФИО1 подтвердил, дополнительно указал о том, что в квартире проживать возможно, при условии надлежащего за ней ухода.
Представленное сообщение Управления Роспотребнадзора по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данная квартира не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, согласуется с актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО1 и Козлова В.А., и не свидетельствует о непригодности для проживания истца в квартире при соблюдении санитарных правил, связанных с уборкой и содержанием жилого помещения.
Доводы истца о нахождении в квартире лиц, ведущих асоциальный образ жизни, не могут служить основанием для признания жилья непригодным для проживания, поскольку вопросы устранения препятствий в пользовании жилым помещением со стороны указанных лиц решаются путем обращения в правоохранительные органы.
Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, брата и сестер Козлова В.А. по основаниям невозможности их проживания в закрепленном за ними жилом помещении по "адрес", не является юридически значимым обстоятельством для разрешения конкретного спора, поскольку предметом настоящего спора является реализация прав истца на обеспечение его жилым помещением.
Кроме того, приобщенные к материалам дела распоряжения ГКУ "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты" о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, ФИО4, ФИО5 и ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ содержат сведения о невозможности их возвращения в жилое помещение по основаниям отсутствия учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на каждого и них на момент принятия данных распоряжений.
В настоящее время ФИО4, ФИО5 и ФИО2 обеспечены отдельными жилыми помещениями, что подтверждается договорами социального найма жилого помещения, исследованными на заседании судебной коллегии.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что Козлову В.А. правомерно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем решение районного суда подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Козлова В.А. о возложении на Государственное казенное учреждение "данные изъяты" "Центр социальной поддержки населения "данные изъяты"" и Правительство "данные изъяты" обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; возложение на Правительство "данные изъяты" обязанности предоставить Козлову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.