Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.
судей Харина Р.И., и Папуши А.С.
при секретаре Колесниковой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Швецова А.Л., Климачева И.Г., Палкина С.Д., Агдреевой Н.И., Дамбаева Д.А., Карпикова А.В., Гальцева С.А., Бутурова Л.И., Бессонова А.А., Шишкина Г.А., Фидаева Э.М.о., Миронова А.А., Хлебовой Т.М., Бобровой Ж.П. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в изменении градостроительных регламентов зоны размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения,
по апелляционной жалобе Администрации г. Иркутска
на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 05 сентября 2016 года
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления указано, что административные истцы Хлыбова Т.М., Шишкин Г.А., Бессонов А.А., Буторов Л.И., Швецов А.Л., Гальцев С.А., Карпиков А.В., Дамбаев Д.А., Андреева Н.И., Климачев И.Г., Миронов А.А., Фидаев Э.М., Палкин С.Д., Боброва Ж.П. являются собственниками гаражных боксов Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, расположенных по адресу: "адрес изъят" на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят. Данные обстоятельства подтверждаются представленными свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Имея намерение воспользоваться своим исключительным правом на оформление в общую долевую собственность земельного участка под гаражными боксами, собственники обратились в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка. Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2015 г. Номер изъят/з было предварительно согласовано предоставление заявителям земельного участка из земель населенных пунктов площадью 586 кв.м., по адресу: "адрес изъят", гаражные боксы Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят с видом разрешенного использования: объекты учреждений профессионально-образовательного назначения, утверждена схема расположения земельного участка и рекомендовано обратиться в администрацию г. Иркутска для изменения вида разрешенного использования земельного участка с "объекты учреждений профессионально-образовательного назначения" на "объекты хранения и обслуживания автотранспорта". 09.11.2015 Приказом Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Номер изъят земельному участку под гаражными боксами площадью 586 кв.м. был присвоен адрес "адрес изъят". На основании Распоряжения от 05.08.2015 г. Номер изъят/з "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" административными истцами были проведены кадастровые работы и земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером Номер изъят, площадью 586 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: объекты учреждений профессионально-образовательного назначения. Далее заявители обратились в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят с установлением вида разрешенного использования: для размещения индивидуальных гаражей.
Письмом от 26.04.2016 Номер изъят Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска отказал заявителям в изменении градостроительных регламентов зоны размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения (ОДЗ-206) на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта (при вместимости от 11 до 50 машиномест) до территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта составляет не менее 50 метров. Заявители считают отказ комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, выраженный в письме от 26.04.2016 г. Номер изъят незаконным и необоснованным.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 05 сентября 2016 года требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Иркутска по доверенности Б.А. выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В обосновании доводов жалобы указывает, что истцы обратились в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Иркутска в части предусмотрения в зоне размещения объектов среднего и высшего профессионального образования вида разрешенного использования земельного участка: для размещения индивидуальных гаражей на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защихные зоны и санятариая классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) разрыв от сооружений для хранения легкового транспорта (при вместимости от 11 до 50 машиномест) до территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта составляет не менее 50 метров (согласно таблице 7.1.1), а также в связи с тем, что виды разрешенного использования (гаражи индивидуального пользования) в зоне размещения объектов среднего и высшего профессионального образования (ОДЗ-206) не соответствуют Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N540. Оспариваемый истцами отказ от 26.04.2016 г. Номер изъят соответствует нормам действующего законодательства, нормативным правовым актам, а также санитарным нормам и правилам ввиду следующего. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает следующие требования: разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1. Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
Указывает, что доводы истцов о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяет свое действие только в отношении открытых автостоянок, является незаконным и необоснованным.
Поясняет, что судом не дана оценка доводов администрации г. Иркутска о том. что Классификатором в зоне размещения объектов среднего и высшего профессионального образования не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка как "размещение гаражей индивидуального пользования.
Просит решение суда отменить, в удовлетворении требований административным истцам отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации г. Иркутска С.Т., доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца Швецова А.Л., Р.О., просила оставить решение суда без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса (ч. 1 ст. 33 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В силу подпункта 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением мэра г.Иркутска от 29.06.1998 года Номер изъят (данные изъяты) утверждены материалы предварительного согласования места размещения гаражей индивидуального пользования на земельном участке площадью 0,0480 га по "адрес изъят".
Согласно заключению Номер изъят от 12.11.1998 года главный государственный санитарный врач по г.Иркутску согласовал проект гаражей индивидуального пользования на 14 машино-мест (данные изъяты) по адресу: "адрес изъят", на основании генплана гаражей, архитектурно-строительного чертежа.
Из представленных суду согласований следует, что Центр сохранения историко-культурного наследия Комитета по культуре администрации Иркутской области, отряд государственной противопожарной службы Номер изъят, Иркутский городской комитет по охране окружающей среды согласовали размещение гаражей индивидуального пользования на территории (данные изъяты) в "адрес изъят".
Из постановления мэра г.Иркутска от 01.03.1999 года Номер изъят (данные изъяты) следует, что учитывая разработанный и согласованный проект гаражей индивидуального пользования, (данные изъяты) разрешено строительство гаражей на земельном участке площадью 480 кв.м. по "адрес изъят", предоставленном постановлением главы администрации г.Иркутска Номер изъят от 11.03.1993 года "Об утверждении материалов инвентаризации земель и выдачи документов на право пользования земельными участками предприятиям и организациям г.Иркутска". На (данные изъяты) возложена обязанность обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству для оформления межевого дела и заключения договора аренды земельного участка.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права "адрес изъят" земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 4,1 га, по адресу: "адрес изъят", принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Из Свидетельства о государственной регистрации права "адрес изъят" следует, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 4,1 га, по адресу: "адрес изъят", принадлежит (данные изъяты) на праве постоянного (бессрочного) пользования (данные изъяты).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 05.08.2016 следует, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 4,1 га, по адресу: "адрес изъят", расположен на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов (данные изъяты), принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Из приложенной схемы земельного участка с кадастровым номером Номер изъят видно, что на территории данного участка находится земельный участок меньшей площади с точками, обозначенными на схеме под Номер изъят.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также свидетельствам о регистрации права собственности административные истцы являются собственниками гаражных боксов Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, расположенных по адресу: "адрес изъят". Право собственности зарегистрировано на основании решений Свердловского районного суда "адрес изъят".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2015 г. Номер изъят/з было предварительно согласовано предоставление административным истцам земельного участка из земель населенных пунктов площадью 586 кв.м., по адресу: "адрес изъят", гаражные боксы Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят с видом разрешенного использования: объекты учреждений профессионально-образовательного назначения, утверждена схема расположения земельного участка и рекомендовано обратиться в администрацию г. Иркутска для изменения вида разрешенного использования земельного участка с "объекты учреждений профессионально-образовательного назначения" на "объекты хранения и обслуживания автотранспорта", обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка на кадастровом плане территории, обратиться в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Во исполнение указанного распоряжения административные истцы обратились в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Иркутска в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: "адрес изъят".
Оспариваемым решением было рекомендовано отказать в изменении градостроительных регламентов зоны размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения (ОДЗ-206), на основании несоответствия таблице 7.1.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N540.
Как правильно установилсуд первой инстанции, спорные правоотношения возникли ввиду желания заявителя инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, находящегося в ее собственности, на иной вид, допускающий осуществление строительства индивидуальных гаражей.
Вместе с тем, строительство гаражей уже было осуществлено в соответствии с постановлением мэра г.Иркутска от 01.03.1999 года Номер изъят, право собственности на указанные гаражи признано за административными истцами на основании решения Свердловского районного суда г. Иркутска.
То есть фактически застройка земельного участка с кадастровым номером Номер изъят уже была фактически осуществлена и признана законной.
В целях оформления земельного участка в собственность административных истцов, являющихся собственниками гаражей, на указанном земельном участке, Министерство имущественных отношений рекомендовало обратиться в администрацию г. Иркутска для изменения вида разрешенного использования земельного участка с "объекты учреждений профессионально-образовательного назначения" на "объекты хранения и обслуживания автотранспорта".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что в дано случае изменение разрешенного использование земельного участка не приведет к изменению городской застройки, а имеет целью закрепления за собственниками индивидуальных гаражей земельных участков, находящихся под ними. Законность строительства гаражей уже была установлена на основании решения суда о признании права собственности на указанные гаражи за административными истцами.
Отказывая административным истца в изменении градостроительных регламентов зоны размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения (для размещения индивидуальных гаражей), Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска не учел фактическую застройку земельного участка с кадастровым номером Номер изъят индивидуальными гаражами, что создало для административных истцов препятствие для оформления в собственность указанного земельного участка.
В своем отказе Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска сослался на постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), согласно таблице 7.1.1. которого разрыв от сооружений для хранения легкового транспорта (при вместимости от 11 до 50 машиномест) до территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта составляет не менее 50 метров.
Вместе с тем, указанные правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не были введены в действие на момент предоставления спорного земельного участка для строительства гаражей на основании Постановления мэра г. Иркутска от 01.03.1999 года Номер изъят (данные изъяты).
Кроме того, данные нормы и правила относятся к открытым автостоянкам и паркингам.
Согласно п.п. 1 т. 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
Административными истцами представлен суду расчет (данные изъяты) загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух от размещения гаражных боксов по адресу: "адрес изъят", согласно которому в результате расчётов получены валовые выбросы от гаражных боксов, максимальные разовые выбросы. Расчётные приземные концентрации в контрольных точках не превышают 0,1 ПДК (Приложение 3). Результаты расчетов воздействия шумового фактора, приведенные в Приложении 4, показывают, что уровни шума от гаражных боксов не превышают ПДУ в контрольных точках. Таким образом, ввиду отсутствия превышений гигиенических нормативов для атмосферного воздуха населенных мест от источников гаражных боксов, размещение их на рассматриваемом участке не приводит к изменению качества атмосферного воздуха и не оказывает негативного влияния на близлежащую селитебную территорию.
С учетом установленных по делу обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств, разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что комиссией по подготовке правил землепользования и застройки Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска при решении вопроса об изменении градостроительных регламентов зоны размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, не были учтены все фактические обстоятельства, экологические, экономические, социальные и иные факторы, наличие на земельном участке уже произведенной застройки, право собственности на которую установлено за ответчиками, были применены неверные нормы санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, что повлекло препятствия для реализации прав и законных интересов административных истцов на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее им недвижимое имущество.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении, с которой коллегия согласна, а также свидетельствуют об ошибочном толковании указанных в жалобе норм материального права, применительно к обстоятельствам дела.
Руководствуясь 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 05 сентября 2016 года, по административному исковому заявлению Швецова А.Л., Климачева И.Г., Палкина С.Д., Агдреевой Н.И., Дамбаева Д.А., Карпикова А.В., Гальцева С.А., Бутурова Л.И., Бессонова А.А., Шишкина Г.А., Фидаева Э.М.о., Миронова А.А., Хлебовой Т.М., Бобровой Ж.П. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в изменении градостроительных регламентов зоны размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Р.И. Харин
А.С. Папуша
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.