Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.,
при секретаре Халилове Э.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,
дело по апелляционной жалобе Острой З.Е. на решение Московского районного суда г. Твери от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Острой З.Е. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области", Межрайонной ИФНС России N9 по Тверской области о возложении обязанности внести изменения в данные кадастровой стоимости земельного участка с даты внесения решения суда о ее пересмотре и применении кадастровой оценки для целей налогообложения - отказать"
Судебная коллегия
установила:
Острая З.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области", Межрайонной ИФНС России N 9 по Тверской области о возложении обязанности внести изменения в данные кадастровой стоимости земельного участка с даты вынесения решения суда о ее пересмотре и применении кадастровой оценки для целей налогообложения.
В уточненном административном исковом заявлении Острая З.Е. просит Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области обязать внести данные о кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" из земель населенных пунктов, "данные изъяты" установленные решением Тверского областного суда от 21 января 2016 года в размере "данные изъяты" с "данные изъяты" и обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по Тверской области обязать применить данную кадастровую оценку для целей налогообложения с "данные изъяты" года.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" указал, что считает заявленные требования Острой З.Е. к ФГБУ "ФКП Росреестра" о возложении обязанности внести изменения о кадастровой стоимости земельного участка необоснованными и не подлежащими удовлетворению Административный истец Острая З.Е. и ее представитель Румянцева Н.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области", Ширина И.А., действующая на основании доверенности "данные изъяты", административные исковые требования не признала и суду пояснила, что решением Тверского областного суда от 21 января 2016 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N "данные изъяты", равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на "данные изъяты". Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того в силу ст.24.18 названного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В данном случае установить кадастровую стоимость земельного участка за истекший период не представляется возможным, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в "данные изъяты" году, в связи, с чем применить за истекшие периоды иную налоговую ставку не возможно. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России N 9 по Тверской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Румянцева Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по делу, поскольку решение постановленопри неправильном применении норм материального и процессуального права. Считает, что решение об установлении рыночной стоимости земельного участка принятое на том основании, что результаты определения кадастровой стоимости повлекли нарушения прав лица, подразумевает восстановление нарушенных прав, если иск заявлен с этим требованием. И поскольку нарушенное право подлежит восстановлению со времени, когда оно было нарушено, то и рыночная стоимость объекта, должна заменить собой прежнюю кадастровую стоимость с даты, когда та была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Относительно апелляционной жалобы от представителя административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области поступил отзыв, в котором указывается на несостоятельность доводов жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суде апелляционной инстанции не явился.
Представитель истца Румянцева Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Административные ответчики ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Межрайонная ИФНС России N 9 по Тверской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на нее, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Острой З.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". м, на основании договора купли-продажи земельного участка и передаточного акта от "данные изъяты", разрешенное использование - "данные изъяты"
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "данные изъяты", запись регистрации N "данные изъяты", о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права серии "данные изъяты", выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области "данные изъяты". Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта от "данные изъяты" в сумме "данные изъяты".
Вступившим в законную силу решением Тверского областного от 21 января 016 года установлена кадастровая стоимость земельного участка, площадью "данные изъяты", по адресу: "данные изъяты" в сумме "данные изъяты" рублей. Данные об определенной судом кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в 2016 году, с этого же времени произведен перерасчет земельного налога.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что налоговый орган применял налоговую ставку и кадастровую стоимость земельного участка за прошедшие налоговые периоды согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка равно "данные изъяты" рублей, и в силу действующего законодательства для налогового органа юридически значимыми в целях налогообложения являются сведения из кадастровой палаты. Суд исходил из системного толкования норм земельного и налогового законодательства и установил, что для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может носить ретроспективный характер, кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться равной его рыночной стоимости только по состоянию даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции считает обоснованными и соглашается с ними.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земли.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Администрации Тверской области от 30.12.2008 года N503-па были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Тверской области, в том числе спорного земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установление судом кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для органа государственного учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления в силу судебного акта. При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Иными словами, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель, Межрайонная ИФНС России N 12 по Ростовской области правомерно при исчислении земельного налога за 2010-2012 годы руководствовалась сведениями (информационной базой данных) по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога, предоставленными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из решения Тверского областного суда от 21 января 2016 года относительно спорного земельного участка, сведения о кадастровой стоимости данного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в "данные изъяты", следовательно, данная кадастровая стоимость не могла учитываться налоговыми органами при определении размера земельного налога с "данные изъяты"
Установление судом рыночной стоимости спорных земельных участков является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанных судебных актов в законную силу, и не служит основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, не подлежит применению при исчислении земельного налога с "данные изъяты" года и, соответственно, оснований для перерасчета земельного налога за данные налоговые периоды не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Твери от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Острой З.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.