Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Джаруллаева А.К., судей Гомленко Н.К. и Гончарова И.А.,
при секретаре Муртазаалиевой П.Х.
при рассмотрении апелляционного представления помощника прокурора Дербентского района Джамалутдинова А.О. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 22 февраля 2017 г., которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Прокурора г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации (в порядке ст.39 КАС РФ) к Администрации ГОсВД "г. Махачкала" и ФИО1 о признании несоответствующим закону правового акта органов местного самоуправления отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснения прокурора Прокуратуры РД Магомедова А., просившего решение суда отменить и представление удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГОсВД "г. Махачкала" и Абдуллаеву Рамазану Гасановичу о признании несоответствующим закону правового акта органов местного самоуправления, ссылаясь на то, что прокуратурой города Махачкала в октябре 2016 года проверена законность постановления главы администрации г. Махачкалы от 04 августа 2016 года N1608 "О согласовании Абдулаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-этажного многоквартирного жилого дома по "адрес", г.Махачкалы". Указанным правовым актом Управлению архитектуры и градостроительства г. Махачкалы предписано согласовать Абдулаеву Р.Г. проектирование и строительство 7-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке, площадью 460 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000031:10788, расположенном по вышеуказанному адресу. Пунктом 4 названного постановления Абдулаеву Р.Г. предписано получить разрешение на строительство.
В связи с тем, что данный правовой акт вынесен с нарушением требований градостроительного законодательства 07.10.2016 прокуратурой города принесен протест, который был отклонен.
Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы Абдулаеву Р.Г. выдано разрешение на строительство 7-этажного многоквартирного жилого NRU 05-308-364-2016 от 17.11.2016 по "адрес"-"ж" г.Махачкалы, которое также выдано с нарушением федерального законодательства.
Так, в соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Республики Дагестан от 5 мая 2006 года N 26 "О градостроительной деятельности в Республике Дагестан" Правительство РД постановлением от 22.01.2010 г. N 14 утвердило республиканские нормативы градостроительного проектирования., которые нарушения при вынесении постановления, а именно:
-п. 1.4.6, согласно которому развитие городских округов Республики Дагестан следует осуществлять на основании документов территориального планирования с учетом нормативно-технических, нормативных правовых актов; -п. 2.1.5. Планировочную структуру смешанной (общественной, жилой, административно- деловой) зоны следует формировать в соответствии с планировочной структурой населенного пункта, учитывая градостроительные, природные особенности территории, трассировку улично-дорожной сети. Необходимо взаимоувязывать размещение торговых зданий, общественных зданий и сооружений, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается в смешанной зоне по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; -п. 2.2.23. Условия безопасности среды проживания населения по санитарно-гигиеническим, противопожарным и специальным требованиям обеспечиваются в соответствии с требованиями разделов "Охрана окружающей среды", "Пожарная безопасность" и "Защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" настоящих нормативов; - расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, учета противопожарных требований и санитарных разрывов. При этом расстояния (бытовые разрывы) между длинными сторонами секционных жилых зданий высотой 6 этажа должны быть не менее 25 м., между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 20 м.
Торец планируемого многоквартирного дома расположен на расстоянии 11 м. от длинной стороны 10-этажного многоквартирного жилого дома N 96-ж по пр.Акушинского г.Махачкалы.
Нарушен также п. 2.2.24.- площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомобилей и озеленения). Расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м., а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м. для домов с мусоропроводами и 50 м - для домов без мусоропроводов.
Поэтому с учетом плотности застройки, площадь земельного участка, принадлежащего Абдулаеву Р.Г., не позволяет вести строительство многоквартирного дома средней этажности (от 4 до 8 этажей).
Кроме того, 26.05.2016г. Собранием депутатов городского округа "город Махачкала" утверждены Правила землепользования и застройки г. Махачкалы, согласно части 3 ст. 34 которых минимальные размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений.
Поскольку общая площадь жилых помещений в вышеуказанном доме составляет 2 644 кв.м., соответственно, площадь земельного участка, на котором планируется строительство, должна составлять
не менее 3 463 кв.м., а площадь принадлежащего Абдуллаеву Р.Г. земельного участка составляет
всего 460 кв.м., поэтому нарушение площади застройки земельного участка является нарушением градостроительного законодательства, влекущим нарушение право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Согласно чертежу градостроительного плана данного земельного участка, согласованного с главным архитектором г. Махачкалы, привязка 7-этажного многоквартирного жилого дома осуществлена в нарушение п.7.1 Актуализированной редакции СНиП 2.01.07-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункта 2.2.23 Нормативов градостроительного проектирования РД, утвержденных Постановлением Правительства РД от 22.01.2010 за N14, т.к. дом планируется возвести
на расстоянии 11 метров от длинной стороны 10-этажного многоквартирного жилого дома N96-ж по пр. Акушинского.
Ссылка на нормы ст.ст. 51, 52 Градостроительного Кодекса РФ ( далее ГрК РФ) в качестве оснований принятия оспариваемого постановления также не состоятельна, так как ст. 51 ГрК РФ посвящена вопросам выдачи разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а ст. 52 ГрК РФ - осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Кроме того, из названия постановления от 04 августа 2016 года N1608 "О согласовании Абдулаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-этажного многоквартирного жилого дома по пр. Акушинского, 96-ж г. Махачкалы" следует, что такое решение принято и учреждениям местного самоуправления предписано согласовать проектирование и строительство 7-этажного многоквартирного жилого дома на соответствующем участке, однако согласование, как самостоятельная административная услуга, законом не предусмотрена.
Пунктом 5 оспариваемого постановления Управлению по взаимодействию с налоговыми органами г. Махачкалы (далее Управление) предписано обеспечить постановку на учет строения Абдулаева Р.Г. Из указанной нормы следует, что объект уже возведен. Управление выполняет свои функции в режиме, исключающем властные полномочия и контрольные процедуры, а для обеспечения постановки на налоговый учет необходимы соответствующие полномочия. Такими полномочиями наделены налоговые органы, а не муниципальные учреждения, возложение контрольных полномочий налогового администрирования на муниципальное учреждение по взаимодействию с налоговыми органами является незаконным.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Махачкалы Джамалудинов А.О. и на заседании судебной коллегии прокурор Прокуратуры РД Магомедов А. просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права.
Извещенные надлежащим образом Абдуллаев Р.Г., администрация ГОсВД "город Махачкала" в суд не явились, причины неявки заблаговременно суду не сообщили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворения иска прокурора.
Согласно части 8 ст.226 КАС РФ рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, -на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.12ГКРФ).
Суд в нарушение указанных норм права пришел к выводу, что прокурор по данному делу не имеет права на обращение в суд с заявлением в защиту муниципального образования, поскольку обстоятельства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов муниципального образования или неопределенного круга лиц прокурором не приведены.
Однако из материалов дела следует, что прокуратурой г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц систематически проводится проверка издаваемых администрацией города Махачкалы нормативно-правовых актов, и по данному делу прокуратурой г. Махачкалы в октябре 2016 года проверена законность принятия постановления главой администрации г. Махачкалы от 04 августа 2016 года N1608 "О согласовании Абдулаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-этажного многоквартирного жилого дома по пр.Акушинского, 96-ж г.Махачкалы".
Из указанного постановления от 04.08.2016 г. N 1608 следует, что Абдуллаеву Р.Г. предписано согласовать в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы проектирование и строительство 7-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке, площадью 460 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000031:10788, расположенном по пр. Акушинского, д. 96 "ж" г. Махачкалы ( л.д. 9). Пунктом 4 названного постановления Абдулаеву Р.Г. предписано получить разрешение на строительство.
В связи с нарушением требований градостроительного законодательства при вынесении указанного постановления прокуратурой г. Махачкалы 07.10.2016 г. был принесен протест, однако письмом за подписью заместителя главы администрации г. Махачкалы Курбанова К. протест отклонен ( л.д. 10,13).
Из материалов дела следует, что Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы Абдулаеву Р.Г. выдано Разрешение на строительство 7-этажного многоквартирного жилого NRU 05-308-364-2016 от 17.11.2016 по пр. Акушинского, дом 96-ж. Махачкалы ( л.д. 16).
Указанные постановление и разрешение на строительство вынесены с нарушением закона, поэтому подлежат признанию не законными и отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании ПГА N203 от 21.03.2016 года утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и на основании Постановления Администрации ГОсВД "г.Махачкала" от 21.03.2016г. N203 образован земельный участок, расположенный по пр. Акушинского, в районе дома N96-ж города Махачкалы.
Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Махачкалы от 1 июня 2016 года N01-08/219 вынесено распоряжение об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, пр. Акушинского, 96-ж, в соответствии с которым организован аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с начальным размером годовой арендной платы 284 000 рублей, с суммой задатка - 40 000 рублей, с шагом аукциона -8 500 рублей, общей площадью 460+8 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000031:10788, с разрешенным использованием земельного участка под домами многоэтажной застройки, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, "адрес"-"ж", сроком на 10 лет.
Указанное распоряжение опубликовано в газете "Махачкалинские известия", на сайте Комитета по управлению имуществом г. Махачкалы, на сайте - www.torgi.gov.ru с осуществлением проведения аукциона в установленном порядке.
На основании договора N87 аренды земельного участка от 08.07.2016 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Махачкалы и Абдулаевым Р.Г., в соответствии с протоколом N15 от 30.06.2016 года на право заключения договора аренды земельного участка, по итогам проведенного аукциона Абдулаев Р.Г. (арендатор) принимает в пользование земельный участок, площадью 460 кв.м., на условиях аренды сроком на 10 лет, РД, г. Махачкала, пр. Акушинского, 96-ж, с кадастровым N05:40:000031:10788, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под домами многоэтажной застройки.
Из договора аренды следует, что он в установленном порядке прошел государственную регистрацию от 25.07.2016 г., о чем имеется запись Управления Росреестра по РД на договоре аренды от 08.07.2016 г.
Из Постановления Администрации ГОсВД "г. Махачкала" N1608 от 04 августа 2016 г. "О согласовании гр. Абдулаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-ми этажного многоквартирного жилого дома по пр.Акушинского, дом N96-"ж" г.Махачкала" следует, что Абдулаеву Р.Г. предложено согласовать в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы проектирование и строительство 7-ми этажного многоквартирного жилого дома на арендуемом земельном участке, площадью 460 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000031:10788, расположенном по адресу: г. Махачкала, пр. А.Акушинского, дом N96"ж", а также получить в Управлении архитектуры и градостроительства г. Махачкалы архитектурно-планировочное задание на проектирование и разработать проектную документацию на строительство с учетом требований в области охраны окружающей среды при проектировании зданий и сооружений, согласовать с указанным Управлением, получить положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, затем представить на Градостроительный совет Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы и получить разрешение на строительство в Управлении по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы, Управлению по взаимодействию с налоговыми органами г.Махачкалы обеспечить постановку на учет строения гр. Абдулаева Р.Г.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд сослался на то, что указанный правовой акт администрации г. Махачкалы от 06.08.2016 г. нельзя признать незаконным, создающим излишний административный барьер при получении разрешительных документов и согласовании процедур, т.к. Абдулаевым Р.Г. представлены: - временные технические условия на водоснабжение и водоотведение 7-ми этажного многоквартирного жилого дома по пр. Акушинского, дом N96-"ж" от 17.05.2016, выданные ОАО "Махачкалаводоканал"; - письмо с Махачкалинских гор.ЭС о том, что имеется техническая возможность электроснабжения планируемого семи- этажного жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: г.Махачкала, пр. Акушинского, во дворе дома N96-ж не более 120 кВт от 28.02.2015 г.; - технические условия газификации строящегося 7-ми этажного многоквартирного дома, расположенного по проспекту Акушинского, дом N96-"ж", утвержденные ОАО "Махачкалагаз"; - положительное заключение экспертизы N05-2-1-3-0036-16 объекта капитального строительства, "многоквартирный жилой дом по пр. Акушинского, 96 "ж" в г.Махачкала" по адресу: РД, г.Махачкала, пр.Акушинского, дом N96"ж"; - Разрешение на строительство от 17.11.2016г. N05-308-364-2016, выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства.
Однако указанными документами не опровергаются доводы прокурора о том, что постановление администрации от 06.08.2016 г. и разрешение на строительство выданы с нарушением закона, действующих нормативов и регламентов.
Так, из представленных документов на имя Абдуллаева Р.Г. следует, что площадь застройки планируемого Абдуллаевым Р.Г. 7-этажного многоквартирного жилого дома составляет 460 кв.м. (то есть объект возводится на всем принадлежащем ему на праве собственности земельном участке), что повлечет за собой нарушение градостроительного законодательства и нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Из чертежа градостроительного плана данного земельного участка ( л.д. 20-21)следует,что привязка 7-этажного многоквартирного жилого дома осуществлена в нарушение п. 7.1 Актуализированной редакции СНиП 2.01.07-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункта 2.2.23 Нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан, утвержденных Постановлением Правительства РД от 22.01.2010 за N14, что дом планируется к строительству на расстоянии 11 метров от длинной стороны 10-этажного многоквартирного жилого дома N96-ж по пр. Акушинского, в то время как должно быть не мене 25 метров.
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Республики Дагестан от 5 мая 2006 года N 26 "О градостроительной деятельности в Республике Дагестан" постановлением Правительства РД от 22.01.2010 N 14 утверждены республиканские нормативы градостроительного проектирования, которые также нарушены при вынесении указанных выше документов, а именно: нарушены требования п. 1.4.6 нормативов, согласно которым развитие городских округов Республики Дагестан следует осуществлять на основании документов территориального планирования с учетом нормативно-технических, нормативных правовых актов; - требования п. 2.1.5., согласно которым планировочную структуру смешанной (общественной, жилой, административно- деловой) зоны следует формировать в соответствии с планировочной структурой населенного пункта, учитывая градостроительные, природные особенности территории, трассировку улично-дорожной сети. Необходимо взаимоувязывать размещение торговых зданий, общественных зданий и сооружений, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается в смешанной зоне по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; - нарушены правила п. 2.2.23, согласно которым условия безопасности среды проживания населения по санитарно-гигиеническим, противопожарным и специальным требованиям обеспечиваются в соответствии с требованиями разделов "Охрана окружающей среды", "Пожарная безопасность" и "Защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" настоящих нормативов; - что расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, учета противопожарных требований и санитарных разрывов. При этом расстояния
(бытовые разрывы) между длинными сторонами секционных жилых зданий высотой 7 этажа должны быть не менее 25 м., между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 20 м. Торец планируемого многоквартирного дома расположен на расстоянии
11 м. от длинной стороны 10-этажного многоквартирного жилого дома 96-ж по "адрес" г.Махачкалы.
Суд пришел к выводу, что указанные нарушения не подтверждаются допустимыми доказательствами, однако в материалах дела имеется чертеж градостроительного плана земельного участка по "адрес""ж", представленного Абдуллаевым Р.Г., из которого усматривается, что расстояние между двумя домами менее 25 метров, всего 11 метров ( л.д. 21-22).
Нарушены требования п. 2.2.24 нормативов, согласно которым площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей и озеленения). Расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м., а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м. для домов с мусоропроводами и 50 м - для домов без мусоропроводов ( чертеж участка на л.д. 21-22).
Кроме того, площадь застройки планируемого Абдулаевым Р.Г. 7-этажного многоквартирного жилого дома составляет 460 кв.м., то есть объект будет возводиться на всем земельном участке, что повлечет за собой нарушение градостроительного законодательства и нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Согласно чертежа градостроительного плана земельного участка, согласованного с главным архитектором г. Махачкалы, привязка 7-этажного многоквартирного жилого дома осуществлена в нарушение п. 7.1 Актуализированной редакции СНиП 2.01.07-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункта 2.2.23 Нормативов градостроительного проектирования РД, утвержденных Постановлением Правительства РД от 22.01.2010 за N14,
на расстоянии 11 метров от длинной стороны 10-этажного многоквартирного жилого дома N96-ж по "адрес".
Суд указанным обстоятельствам надлежащей оценки не дал, не учел, что с учетом плотности застройки, расположения на расстоянии 11 метров другого жилого дома, а также площади земельного участка, принадлежащего Абдулаеву Р.Г. (всего 460 кв.м.), вести строительство 7-этажного многоквартирного дома невозможно.
Суд в своем решение ссылается на договор от 08.07.2016 за N 87, заключенный между Абдуллаевым Р.Г. и Комитетом по управлению имуществом г. Махачкалы о предоставлении ему земельного участка в аренду сроком на 10 лет, под строительство многоэтажного квартирного дома, в котором не указано, что строительство дома разрешено на всем земельном участке. Однако с этим выводом согласиться нельзя, поскольку разрешение на строительство 7-этажного жилого дома выдано на основании постановления от 04.08.2016 г., в отсутствие которого оно не было бы выдано. Кроме того, к разрешению приложен градостроительный план земельного участка, площадью 460 кв.м., из которого усматриваются границы планируемого жилого дома, расположенного на всем земельном участке.
Судом также не учтено, что 26.05.2016 года Собранием депутатов городского округа "город Махачкала" утверждены Правила землепользования, согласно которым размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1.31 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, вне зависимости от нахождения земельного участка в собственности или аренде.
Однако из представленных Абдуллаевым Р.Г. документов усматривается, что общая площадь жилых помещений в вышеуказанном доме составляет 2644 кв.м., соответственно площадь земельного участка, на котором планируется строительство, должна составлять не менее 3463 кв.м., однако она составляет лишь 460 кв.м., это нарушение делает невозможным строительство дома на имеющемся у Абдулаева Р.Г. земельном участке.
Суд пришел к выводу, что согласительные процедуры при вынесении постановления не могут быть оспорены прокурором в судебном порядке, однако существо требований прокурора заключается не в нарушении согласительных процедур или регламента предоставления муниципальных услуг, а защита интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья граждан и пр., поскольку строительство многоэтажного дома Абдуллаевым Р.Г. на основании оспариваемых постановления администрации и Разрешения на строительство приведет к нарушению указанных прав граждан.
Выводы суда, что отсутствуют основания для признания незаконными постановления администрации и разрешения на строительство дома на основании ст. ст. 51, 52 Градостроительного кодекса РФ, также не убедительны, поскольку указанными нормами права урегулированы вопросы получения разрешения на строительство и помимо указанных норм права нарушены также ст. 7 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Закона РД от 05 мая 2006 г. N 26 " О градостроительной деятельности в Республике Дагестан", утвержденные постановлением Правительства Республики Дагестан республиканские нормативы градостроительного проектирования.
Вывод суда об отсутствии оснований признавать незаконным п.5 оспариваемого постановления в части постановки на налоговый учет многоэтажного жилого дома, разрешенного строительством Абдуллаеву Г.Р., само по себе не может являться достаточным основанием для признания указанного постановления законным, поскольку из материалов дела следует, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением градостроительных норм и регламентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 22 февраля 2017 г. отменить, вынести новое решение.
Удовлетворить административный иск и.о. прокурора города Махачкалы, признать незаконными действия администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала", выразившиеся в отказе в удовлетворении протеста прокурора г. Махачкалы от 07.10.2016 г. на постановление главы г. Махачкалы от 04.08.2016 г. "О согласовании Абдуллаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-этажного многоквартирного жилого дома по пр. Акушинского, 96-ж г. Махачкалы".
Признать несоответствующими закону действия главы города Махачкалы по изданию постановления от 04.08.2016 г. N 1608 " О согласовании Абдуллаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-этажного многоквартирного жилого дома по пр. Акушинского, 96-ж г. Махачкалы".
Признать несоответствующим закону постановление главы города Махачкалы от 04.08.2016 г. N 1608 " О согласовании Абдуллаеву Р.Г. проектирования и строительства 7-этажного многоквартирного жилого дома по пр. Акушинского, 96-ж г. Махачкалы" и обязать администрацию г. Махачкалы отменить данное постановление.
Признать несоответствующим закону разрешение на строительство N РУ 05-308-364-2016 от 17.11.2016 г., выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы Абдуллаеву Р.Г. на строительство 7-этажного многоквартирного жилого дома по пр. Акушинского, 96-ж г. Махачкалы и обязать администрацию г. Махачкалы отменить данное разрешения на строительство.
Председательствующий Джаруллаев А.К.
Судьи Гомленко Н.К.
Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.