Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Лейфрит А. О. к Краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лейфрит А.О., ДД.ММ.ГГ года рождения, обратился с иском к КГКУ "Региональное жилищное управление" о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что до ДД.ММ.ГГ он проходил обучение в ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет". В связи с этим считает, что у него сохранилось право на предоставление жилого помещения, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшего возраста 18 лет.
Истец просил восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязать ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате постановки на учет, возложить обязанность на ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м в р. "адрес" Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решением Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Лейфрит А. О. удовлетворены.
На КГКУ "Региональное жилищное управление" возложена обязанность предоставить Лейфрит А.О. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метра, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров, в границах муниципального образования р. "адрес", срок исполнения решения суда установлен в шесть месяцев со дня вынесения.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что на данный момент истец не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может быть обеспечен отдельным благоустроенным жилым помещением в связи с наступлением возраста 23 лет. Истец не был включен в список как лицо, относящееся к категории граждан детей-сирот, поскольку за ним было закреплено жилое помещение. Вместе с тем, истец до возраста 23 лет не обращался в орган местного самоуправления для признания проживания невозможным. Ответчик считает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований не имелось в связи с пропуском срока обращения в уполномоченный орган.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" поддержала доводы жалобы, истец Лейфрит А.О. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным по п.п. 3 п. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Федеральным законом РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 названного Закона (в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ), по заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, вышеназванными нормами закона установлено, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста и носит заявительный характер. Следовательно, если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения и не было поставлено в установленном порядке на такой учет, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 2, 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.1 ст. 17-1, ч. 1.1 ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-3C (ред. от 06.07.2016) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", п. 3.1 Постановления Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351 (ред. от 19.09 2016) "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, указав, что Лейфрит А.О. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, срок для обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет пропустил по уважительной причине, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения.
Между тем такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст.4 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакциях, действовавших до 01 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилой площадью детей-сирот, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Таким образом, из приведенных выше норм права, следует, что обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являлся факт отсутствия закрепленного за ними жилого помещения.
Однако, с 01.01.2013 вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу понятий, установленных ст. 1 названного закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГ условие об отсутствии закрепленного жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в связи с определенными обстоятельствами, было исключено из законодательства.
При этом, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Лейфрит А.О., ДД.ММ.ГГ, года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Лейфрит О.В. умер, а мать - Лейфрит А.О. лишена родительских прав решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
Постановлением Администрации Тальменского поссовета *** от ДД.ММ.ГГ его опекуном назначена его тетя Карамзина О.А., за ним закреплено право проживания в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности его матери Лейфрит С.А.
Из сведений Росреестра по Алтайскому краю следует, что Лейфрит А.О. на праве собственности принадлежит 1\3 доли в квартире по "адрес" р. "адрес", согласно договору передачи от ДД.ММ.ГГ По заключению "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГг., утвержденного постановлением администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, проживание Лейфрит А.О. в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным в виду проживания в данном жилом помещении его матери Лейфрит С.А., лишенной в отношении Лейфрит А.О. родительских прав.
В 2016 г. Лейфрит А.О. обратился с соответствующим заявлением о включении в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в КГКУ "РЖУ", однако, во включении в указанный список ему было отказано Приказом КГКУ "РЖУ" *** от ДД.ММ.ГГ, в связи с достижением возраста 23 лет.
По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Вместе с тем согласно правовой позиции, отраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-летнего возраста истец не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.
Поскольку Лейфрит А.О. 23 года исполнилось ДД.ММ.ГГ, то у истца была возможность обратиться в уполномоченный орган после ДД.ММ.ГГ до наступления возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГ.
Причин и доказательств, по которым истец до двадцатитрёхлетнего возраста не обращался в уполномоченные органы с целью постановки его на учет для обеспечения жильем, которые можно посчитать уважительными и объективно не позволяющие встать на учет, истцом не представлено и об их наличии не указано.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что указанное выше постановление о невозможности проживания Лейфрит А.О. в жилом помещении по адресу: "адрес" р. "адрес", не может быть принято во внимание, поскольку на момент обращения истца в администрацию "адрес" Алтайского края он утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ему исполнилось 26 лет.
Ссылка истца о том, что он не обращался в уполномоченный орган в связи с обучением в ВУЗе, не принимается во внимание, поскольку ВУЗ истец окончил в 2015 г., а с заявлением в компетентный орган обратился только в 2016 г.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Лейфрит А.О., в виду того, что истец утратил право на включение в список для получения жилого помещения.
Данные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем, постановленное по делу решение не отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания и содержат правовые основания для отмены решения суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лейфрит А. О. к Краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в р. "адрес" Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, отказать в полном объеме.
Апелляционную жалобу ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Зарецкая Т.В. Дело ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ "адрес"
Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Лейфрит А. О. к Краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лейфрит А. О. к Краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в р. "адрес" Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, отказать в полном объеме.
Апелляционную жалобу ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.