Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу Филиппова И. Н. на решение судьи Алтайского краевого суда от 14 декабря 2016 года и решение судьи Солтонского районного суда Алтайского края от 03 ноября 2016 года об оставлении без изменения постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Солтонского района от 13 октября 2016 года N 138, которым
Филиппов И. Н., ДД.ММ.ГГ рождения, уроженец "данные изъяты", проживающий по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 05 сентября 2016 года, составленному ИГУУП и ПДН ПП по Солтонскому району "данные изъяты" А.Н., 05 сентября 2016 года в 17 часов 30 минут по адресу: "адрес", установлено, что Филиппов И.Н. ненадлежащим образом исполняет обязанности по воспитанию малолетней дочери - "данные изъяты" А.И., ДД.ММ.ГГ рождения, а именно 05 сентября 2016 года в ее присутствии употреблял совместно с супругой спиртные напитки, должного внимания дочери не уделял, чем нарушил статью 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Солтонского районного суда Алтайского края от 03 ноября 2016 года постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оставлено без изменения, жалоба Филиппова И.Н. - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 14 декабря 2016 года решение судьи районного суда и постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оставлены без изменения, жалоба Филиппова И.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Филиппов И.Н. просит судебные постановления отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, исключить из числа доказательств протокол об административном правонарушении, ссылаясь на то, что судьями и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не выяснены всесторонне, полно и объективно обстоятельства дела, дана неверная оценка доказательствам; материалы дела, в том числе объяснения "данные изъяты" Е.В. и "данные изъяты" В.М. не подтверждают умышленного невыполнения им родительских обязанностей; употребление алкоголя не свидетельствует о неисполнении обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка; рапорты сотрудников полиции "данные изъяты" А.Н. и "данные изъяты" Е.Н. необоснованно приняты во внимание, поскольку указанные лица заинтересованы в исходе дела; объяснения педагога "данные изъяты" О.А., присутствовавшей при опросе его дочери, недопустимы как доказательство, поскольку отобраны сотрудником полиции спустя 23 дня после составления протокола об административном правонарушении, опрос ребенка производился без участия родителей, доказательства того, что дочери разъяснялись права и на нее не оказывалось давление, не представлены; протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нем отсутствуют описание события правонарушения, сведения о разъяснении свидетелям "данные изъяты" Е.В. и "данные изъяты" В.М. прав, предусмотренных статьей 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и предупреждении данных лиц об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 названного Кодекса; данный процессуальный документ в его присутствии не составлялся, права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством, ему не разъяснялись, копия протокола ни вручена, ни направлена не была; председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необоснованно отказал в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении; дело рассмотрено с нарушением пятнадцатидневного срока, предусмотренного частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определение о продлении срока его рассмотрения не выносилось; постановление не отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; факт надлежащего исполнения родительских обязанностей подтверждается хорошей успеваемостью дочери в школе, посещением последней музыкальной школы, участием в общественной жизни школы, населенного пункта, муниципального района, всероссийских конкурсах.
Проверив материалы дела, административный материал, изучив доводы жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 5 указанной статьи протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, Филиппову И.Н. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 05 сентября 2015 года следует, что он составлен ИГУУП и ПДН ПП по Солтонскому району капитаном полиции "данные изъяты" А.Н., в графе "Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении" сотрудником полиции произведена запись о том, что Филиппов И.Н. от дачи объяснений и подписи отказался в присутствии свидетелей "данные изъяты" Е.В. и "данные изъяты" В.М., что удостоверено подписями последних (л.д. 1).
Между тем в графе протокола об административном правонарушении "С протоколом ознакомлен (а), копию получил (а)" подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также запись сотрудника полиции об отказе Филиппова И.Н. от подписания отсутствуют. Иные материалы дела также не содержат сведений о вручении Филиппову И.Н. копии названного процессуального документа.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Филиппов И.Н., отрицая вину в совершении административного правонарушения, последовательно утверждал о том, что копия протокола об административном правонарушении ему не вручалась, чем нарушено право на защиту (л.д. 5, 62, 75, административный материал л.12).
При этом из объяснений свидетеля "данные изъяты" В.М. усматривается, что протокол об административном правонарушении им подписан в отделе полиции (административный материал л.6).
При рассмотрении дела не установлено, при каких обстоятельствах был составлен протокол об административном правонарушении, присутствовал ли при этом Филиппов И.Н., вручалась ли ему и когда именно копия названного протокола. Сотрудник полиции "данные изъяты" А.Н. и свидетели "данные изъяты" Е.В., "данные изъяты" В.М. с целью установления указанных обстоятельств не допрошены.
Отмеченные процессуальные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решения судей районного и краевого судов подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное; всесторонне, полно и объективно оценить имеющиеся в деле и дополнительно истребованные (представленные) доказательства; дать надлежащую оценку действиям (бездействию) лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение судьи Алтайского краевого суда от 14 декабря 2016 года и решение судьи Солтонского районного суда Алтайского края от 03 ноября 2016 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Солтонский районный суд Алтайского края.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Справка:
судья районного суда "данные изъяты"
судья краевого суда "данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.