Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
членов президиума: Вейсгейм Л.А., Городова В.Н., Карлина А.П.,
Немзоровой В.И., Шевелевой Р.В.,
при секретаре Рогожиной И.В.,
рассмотрел кассационную жалобу Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району на решение Бийского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 09 августа 2016 года по делу
по иску Наумова А. А. к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, акционерному обществу "Бийскэнерго" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты Алтайского края Крайнова И.А., поддержавшего жалобу, президиум
УСТАНОВИЛ:
постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 01 декабря 2004 года N 463 принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон N 61-ЗС), статьей 3 которого ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предусмотрены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии в пределах нормативов потребления (в редакции Закона от 31 октября 2008 года), с 01 августа 2012 года - в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки (в редакции Закона от 10 июля 2012 года).
Стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки, установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04 июня 2012 года N 239 и составляют для одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м общей площади жилого помещения; для одного члена семьи, состоящей из двух человек, - 21 кв.м; из трех и более человек - 18 кв.м.
Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (в редакции, действующей до 01 января 2017 года) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Наумов А.А. является ветераном труда Алтайского края, с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован и проживает в квартире N дома N по "адрес", общей площадью 63 кв.м, с ДД.ММ.ГГ обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В квартире кроме Наумова А.А. зарегистрированы: ФИО (его жена) с ДД.ММ.ГГ, ФИО2 (дочь) с ДД.ММ.ГГ, ФИО3 (внучка) с ДД.ММ.ГГ.
Из материалов дела усматривается, что данное жилое помещение в ДД.ММ.ГГ передано в порядке приватизации в совместную собственность семье Наумова А.А, состоящей из четырех человек. С ДД.ММ.ГГ единоличным собственником квартиры является ФИО2, которая приобрела в собственность доли остальных сособственников.
В акте обследования проживающих в квартире лиц от ДД.ММ.ГГ зафиксировано, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГ в квартире не проживают (том 1, л.д. 72).
Расчет денежной компенсации расходов ветерана по оплате отопления производится исходя из 15,75 кв.м (63 кв.м / 4 чел.), в том числе с ДД.ММ.ГГ, с учетом того обстоятельства, что доля жилого помещения, приходящегося на льготополучателя, ниже стандарта нормативной площади жилого помещения (18 кв.м) для одного члена семьи, состоящей из четырех человек.
Наумов А.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Бийску, Бийскому району (далее - УСЗН по г.Бийску), акционерному обществу "Бийскэнерго" (далее - АО "Бийскэнерго"), уточнив требования, просил признать незаконными действия АО "Бийскэнерго" по расчету расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% в период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время исходя из площади жилого помещения - 15,75 кв.м, возложить обязанность произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате данной коммунальной услуги за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения 63 кв.м, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время - исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения 21 кв.м для одного члена семьи, состоящей из двух человек, и с учетом этого произвести начисления размеров денежного эквивалента за ДД.ММ.ГГ на сумму ** руб. 55 коп., за ДД.ММ.ГГ - ** руб. 56 коп.; признать незаконными действия УСЗН по г.Бийску по назначению и выплате компенсации расходов на оплату отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом АО "Бийскэнерго", возложить обязанность выплатить ему компенсацию в указанном им размере за счет средств краевого бюджета; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, судебные расходы по оплате услуг представителя.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в спорные периоды ответчики производили начисление и выплату компенсации расходов по оплате отопления исходя из числа зарегистрированных лиц, без учета не проживания в квартире дочери и внучки (том 1, л.д. 67).
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены частично; признаны незаконными действия АО "Бийскэнерго" по расчету Наумову А.А. расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% в период с ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилого помещения, расположенного по "адрес", - 15,75 кв.м; на АО "Бийскэнерго" возложена обязанность произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения 63 кв.м за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, исходя из 21 кв.м -с ДД.ММ.ГГ и произвести начисления размеров денежного эквивалента за ДД.ММ.ГГ на сумму ** руб. 55 коп., за ДД.ММ.ГГ - ** руб. 56 коп.; признаны незаконными действия УСЗН по г.Бийску по назначению и выплате Наумову А.А. компенсации расходов на оплату отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом АО "Бийскэнерго" за период с ДД.ММ.ГГ; на УСЗН по г.Бийску возложена обязанность выплатить истцу компенсацию расходов на оплату отопления за ДД.ММ.ГГ в сумме ** руб. 55 коп., за ДД.ММ.ГГ - ** руб. 56 коп.; с ответчиков в пользу истца взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя; в остальной части иска отказано; с АО "Бийскэнерго" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина ** рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 09 августа 2016 года решение городского суда в части возложения на АО "Бийскэнерго" обязанности произвести перерасчет, начисление и выплату денежного эквивалента льготы по оплате коммунальной услуги - отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения, с ДД.ММ.ГГ - исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения -21 кв.м, возложения обязанности на УСЗН по г.Бийску выплатить Наумову А.А. компенсацию расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению за ДД.ММ.ГГ отменено и принято новое решение, которым на УСЗН по г.Бийску возложена обязанность назначить и производить Наумову А.А. выплату денежной компенсации расходов на оплату отопления с ДД.ММ.ГГ исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки - 21 кв.м, на АО "Бийскэнерго" возложена обязанность произвести начисление соответствующей компенсации с ДД.ММ.ГГ; с ответчиков в пользу Наумова А.А. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере ** руб.
В кассационной жалобе, направленной почтовой связью ДД.ММ.ГГ и поступившей в Алтайский краевой суд ДД.ММ.ГГ, УСЗН по г.Бийску просит отменить вынесенные по делу судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что неиспользование дочерью и внучкой Наумова А.А. жилого помещения не освобождает их от обязанности нести расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе расходы по оплате за отопление; предоставление истцу до ДД.ММ.ГГ компенсации расходов на отопление исходя из числа зарегистрированных в жилом помещении лиц основано на законе; применение к спорным правоотношениям с ДД.ММ.ГГ стандарта нормативной площади жилого помещения при предоставлении компенсации приведет к освобождению от обязанности по оплате за отопление лиц, на которых льгота не распространяется; взысканная судом сумма расходов на оплату услуг представителя не отвечает требованиям разумности, поскольку дело не относится к категории сложных.
По запросу от ДД.ММ.ГГ дело поступило в Алтайский краевой суд ДД.ММ.ГГ. Определением от ДД.ММ.ГГ кассационная жалоба с делом передана на рассмотрение суда кассационной инстанции.
Наумов А.А., представители АО "Бийскэнерго", УСЗН по г.Бийску, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с делом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Наумов А.А. и его представитель Тырышкин К.М, направили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении кассационной жалобы УСЗН по г.Бийску отказать.
На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Алтайского краевого суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к выводу о том, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права.
Порядок определения размера компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, в том числе ветеранам труда, установлен Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае (далее - Правила), утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126.Согласно пункту 14 названных Правил размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (пункт 16).
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные Наумовым А.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер денежного эквивалента компенсации по отоплению жилого помещения должен определяться исходя из общей площади жилого помещения (до ДД.ММ.ГГ) и из 21 кв.м стандарта нормативной площади жилого помещения в последующем, тогда как поставщиком коммунальной услуги применяется иной принцип расчета - исходя из показателя, полученного при делении общей площади квартиры на число зарегистрированных лиц, в связи с чем пришел к выводу о неправомерности данных действий ответчиков, возложив обязанность по перерасчету и начислению денежной компенсации за оспариваемые истцом периоды.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, отменяя решение суда в части возложения обязанности по перерасчету и начислению денежной компенсации и принимая новое, указала на отсутствие доказательств не проживания в спорной квартире в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ФИО2 и ФИО3, в связи с чем пришла к выводу о наличии у Наумова А.А. права на получение компенсации исходя из стандарта нормативной площади 21 кв.м (для одного члена семьи, состоящей из двух человек) только с ДД.ММ.ГГ. При этом судебная коллегия согласилась с решением суда о признании незаконными действий АО "Бийскэнерго" по расчету размера оплаты потребляемой тепловой энергии исходя из 15,75 кв.м общей площади жилого помещения, указав, что до ДД.ММ.ГГ размер компенсации подлежал определению исходя из стандарта нормативной площади 18 кв.м (для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек).
Выводы судов обеих инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствие с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.
При этом дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения, а также бывшие члены семьи собственника, пользующиеся жилым помещением на основании решения суда, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (части 3, 6, 7 статьи 31 Жилищного кодекса российской Федерации).
В развитие положений Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в которых потребитель определен как лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "и" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник жилого помещения, но и граждане, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, которые наряду с собственниками являются потребителями коммунальных услуг. При этом согласно статье 3 Закона N 61-ЗС региональный законодатель предоставил меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг только самому ветерану труда без учета членов его семьи.
Следовательно, по общему правилу расчет компенсации должен производиться исходя из расходов на оплату коммунальных услуг, выпадающих на долю льготополучателя, при этом в любом случае размер компенсации расходов по оплате отопления не должен превышать размера денежного эквивалента, рассчитанного с учетом краевых стандартов нормативной площади жилого помещения.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 86 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил.
Таким образом, не использование жилого помещения собственниками и членами их семей для проживания не освобождает их от обязанности по оплате за предоставленную услугу по отоплению жилого помещения.
В этой связи наличие акта от ДД.ММ.ГГ о не проживании в квартире дочери (собственника жилого помещения) и внучки ветерана не может служить основанием для расчета компенсации Наумову А.А. за оплату коммунальной услуги по отоплению исходя из стандарта нормативной площади 21 кв.м (для одного члена семьи, состоящей из двух человек).
Поскольку АО "Бийскэнерго" производило расчет денежного эквивалента при предоставлении мер социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по отоплению в размере 50 процентов от доли расходов, приходящейся на Наумова А.А., и определило его путем деления общей суммы расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению на количество зарегистрированных в квартире лиц (том 1, л.д.135), при этом площадь жилого помещения, соответствующая доле льготополучателя, составила 15,75 кв.м, что не превышает краевого стандарта нормативной площади жилого помещения для члена семьи, состоящей из трех и более человек (18 кв.м), то действия ответчика по расчету компенсации, исходя из фактической площади, выпадающей на долю льготополучателя, основаны на законе, а у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов о том, что с ДД.ММ.ГГ денежный эквивалент льготы за отопление жилого помещения должен определяться исходя из краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, основан на ошибочном применении норм материального права, так как краевой стандарт применяется в случае превышения фактической площади, соответствующей доле льготополучателя с учетом состава семьи, проживающей в жилом помещении.
Поскольку допущенные нарушения являются существенными, повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, президиум полагает необходимым оспариваемые судебные постановления в части удовлетворения исковых требований Наумова А.А. и взыскания с ответчиков судебных расходов отменить, принять новое судебное постановление об отказе истцу в иске.
Что касается судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований, то они заявителем не оспариваются, в связи с чем их законность в силу части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не проверяется.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району удовлетворить.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 09 августа 2016 года в части удовлетворения исковых требований Наумова А. А. и взыскания с ответчиков судебных расходов отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым Наумову А. А. в иске к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, акционерному обществу "Бийскэнерго" о признании действий незаконными, возложении обязанности производить начисление, назначение и выплату денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению отказать.
Председательствующий Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.