Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Медведевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнение к ней вр. и.о. директора Муниципального унитарного предприятия ФИО1 производственное управление жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 Т.Н. на постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым
Муниципальное унитарное предприятие ФИО1 производственное управление жилищно-коммунального хозяйства признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
УСТАНОВИЛА:
государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по адрес, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по адрес ФИО4 дата составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия ФИО1 производственное управление жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ФИО1).
Определением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по адрес, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по адрес ФИО5 от дата материалы административного дела переданы для рассмотрения мировому судье судебного участка N ... судебного района адрес РБ для рассмотрения.
Определением мирового судьи судебного участка N ... по адрес РБ от дата указанный материал передан для рассмотрения по подведомственности в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан, судьей которого принято вышеприведенное постановление.
Не соглашаясь с постановлением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата вр. и.о. МУП ФИО1 Т.Н. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая его изменить, снизить размер назначенного административного штрафа. В обоснование жалобы указывает, что предприятие является планово-убыточным, оплата административного штрафа приведет к еще более худшему финансовому положению предприятия и тяжелым финансовым последствиям.
В судебном заседании вр. и.о. МУП ФИО1 Т.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представители надзора Управления Росприроднадзора по адрес ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании доводы жалобы считали необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки МУП ФИО1, проведенной Управлением Росприроднадзора по РБ, согласно приказов N ... -П от дата, N ... -П от дата и N ... от дата, было установлено, что юридическое лицо - МУП ФИО1 РБ осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно в нарушении требований ст.34, ч. 1.ст. 39 Федерального закона N ... -Ф3 "Об охране окружающей среды", пунктов 1-3 ст. 18 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06,1988г. "Об отходах производства и потребления", МУП ФИО1 осуществляет свою производственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления с дата по настоящее время в отсутствие установленных уполномоченным органом (Управлением Росприроднадзора по РБ) нормативов образования и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Также установлено, что по состоянию на текущий момент, паспорта опасных отходов, разработаны на основании утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от дата N ... "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". Копии паспортов, заверенные юридическим лицом, а так же копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013г. N ... не разработаны и не представлены в Управление Росприроднадзора по РБ.
Таким образом, паспорта на все образующиеся в процессе своей деятельности отходы I-IV классов опасности: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом, отходы синтетических и полусинтетических масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, мусор от офисных и бытью или нефтепродуктами ( содержащие нефть ил нефтепродуктов менее 15%), покрыштовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), обтирочный материал загрязненный нефки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, отходы (осадки) из выгребных ям, шлак сварочный, осадок с песколовок при очистке хозяйственно бытовых и смешанных сточных вод малоопасный, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, мусор и смет уличный. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013г. N ... , МУП ФИО1 не разработало и в Управление Росприроднадзора не представило в нарушение ч.3 ст.14,ст. 34, ст. 39 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013г. N ... "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности".
По данному факту составлен акт проверки N ... от дата и оформлен протокол об административном правонарушении N ... -О/ИО от дата по ст.8.2 КоАП РФ в отношении МУП ФИО1 РБ.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, с учетом ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, судья межрайонного суда пришла к обоснованному выводу о том, что МУП ФИО1 РБ осуществляет свою производственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления с 26.06.2012г. по настоящее время, в отсутствии установленных уполномоченным органом (Управлением Росприроднадзора по РБ) нормативов образования и лимитов на размещения отходов производства и потребления; у предприятия при обращении с отходами производства и потребления отсутствует паспорт опасного отхода на образующиеся в процессе своей деятельности отходы I-IV классов опасности и правильно квалифицировало деяние юридического лица по ст.8.2 КоАП РФ.
МУП ФИО1 РБ постановлением от дата признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства того, что МУП ФИО1 РБ были своевременно приняты все зависящие от него меры к соблюдению указанных выше норм и правил, не представлены.
Процессуальные нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые могли бы повлиять на законность привлечения МУП ФИО1 РБ к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, не допущены.
Административное наказание назначено в пределах установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичного срока давности по делам об административных правонарушениях данной категории, в минимальном размере, установленном санкцией ст.8.2 КоАП РФ для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу п.п.2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Вместе с тем, имеются основания для снижения наложенного на МУП ФИО1 РБ размера административного штрафа.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение МУП ФИО1 РБ, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 рублей не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, его материальное положение, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении МУП ФИО1 РБ подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
жалобу вр. и.о. директора Муниципального унитарного предприятия ФИО1 производственное управление жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 Т.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия ФИО1 производственное управление жилищно-коммунального хозяйства, изменить, назначенное административное наказание снизить со 100 000 рублей до 50 000 рублей. В остальной части постановление судьи оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Баженова Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.