Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
с участием защитника Шамсутдинова И.А.,
в отсутствие иных участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных о времени и месте судебного пересмотра судебным извещением согласно расписок (л.д. 55-56),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП "Аскар" Рыскужина И.Ш. на постановление судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2017 года, которым:
Муниципальное унитарное предприятие "Аскар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления на срок 30 суток,
УСТАНОВИЛА:
20 апреля 2017 года судья Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор МУП "Аскар" Рыскужин И.Ш. выражает несогласие с постановлением судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2017 года, ссылаясь на суровость назначенного наказания.
В судебном заседании защитник Шамсутдинов И.А. поддержал доводы жалобы.
Остальные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке судебного пересмотра, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Нахожу возможным провести судебный пересмотр в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Шамсутдинова И.А., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Из материалов дела следует, что 12 апреля 2017 года старшим государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателем Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Пенкиной И.А. в отношении МУП "Аскар" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с сбросом данным предприятием сточных вод качество воды в реке Идяш в месте их сброса не соответствует установленным предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ для водоемов рыбо-хозяйственного назначения.
Факт правонарушения и вину МУП "Аскар" представители предприятия не отрицают.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность МУП "Аскар" в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, МУП "Аскар" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 указанного Кодекса.
Порядок и срок привлечения МУП "Аскар" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Доводы жалобы заявителя, приведенные в обоснование малозначительности содеянного, не свидетельствует о том, что допущенное нарушение в сфере охраны окружающей среды следовало признать малозначительным
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что возможность освобождения от административной ответственности по малозначительности правонарушения относится к праву, а не обязанности лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, и обусловлена оценкой всех обстоятельств дела.
Характер совершенного правонарушения, посягающего на безопасность окружающей среды, ее водных объектов, неудовлетворительное состояние которых наносит ощутимый вред гражданам Российской Федерации, обоснованно не позволили признать совершенное правонарушение малозначительным.
Относительно довода жалобы о необходимости применения судом положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмечается следующее. Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом случае из оспариваемых судебных актов и приложенных к жалобе материалов указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
В то же время нахожу заслуживающим довод жалобы, поддержанный в судебном заседании защитником Шамсутдиновым И.А., о возможности замены назначенного наказания в виде административного приостановления на срок 30 суток на административный штраф в минимальном размере, исходя из следующего.
По информации защитника Шамсутдинова И.А. деятельность
МУП "Аскар" не подвергнута административному приостановлению.
Согласно письма главы сельского поселения Аскаровский сельсовет Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан Малыбаева И.Ф. от 07 сентября 2016 года N 602 МУП "Аскар" является единственным и гарантирующим поставщиком, осуществляющим теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение на территории сельского поселения Аскаровский сельсовет.
Таким образом, МУП "Аскар" является социально значимым объектом.
Само по себе приостановление деятельности производственного процесса МУП "Аскар" создаст угрозу для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения населения, нарушения санитарно-эпидемиологических положений. Административное приостановление иных направлений деятельности предприятия не будет способствовать устранению выявленного нарушения, соответственно, не будет соответствовать цели административного приостановления деятельности, установленного ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть с учетом конкретных обстоятельств дела данный вид наказания сам по себе неисполним.
На основании положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оспариваемое судебное постановление подлежит изменению в части назначения наказания в виде штрафа со снижением суммы штрафа до 50 000 рублей.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку допущенное нарушение носит единичный характер, совершено впервые, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Судья районного суда в оспариваемом постановлении обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установил. Наложение в данном случае административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя. В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, заслуживает внимания то обстоятельство, что устранение выявленных нарушений требует материальных затрат.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2017 года, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия "Аскар", ИНН 0201012292, ОГРН 1150280022045, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания.
Заменить назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток на административный штраф в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2017 года оставить без изменения.
Жалобу директора МУП "Аскар" Рыскужина И.Ш. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Осипов В.Н.
дело N 12-379/2017
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.