Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
с участием:
председателя Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Пенкиной И.А.;
защитника Хамидуллина Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. на решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2017 года, которым:
жалоба ООО " ... " удовлетворена.
Отменено постановление главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. от 19 декабря 2016 года N 53-АТ, вынесенное в отношении ООО " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. от 28 сентября 2016 года N 45-АТ ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
01 декабря 2016 года судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан, рассмотрев жалобу директора ООО " ... " Копьева Б.И., отменила данное постановление главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. от 28 сентября 2016 года N 45-АТ, с направленимем дела на новое рассмотрение в тот же административный надзорный орган.
Постановлением главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. от 19 декабря 2016 года N 53-АТ ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Хамидуллин Р.Н. подал жалобу в суд.
27 февраля 2017 года судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное решение.
05 апреля 2017 года определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан производство по жалобе председателя Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Пенкиной И.А. на решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2017 года прекращено, поскольку жалоба была подана неуполномоченным должностным лицом.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, главный специалист-эксперт Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан
Абсалямов Т.А. выражает несогласие с решением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2017 года, ссылаясь на то, что в действиях ООО " ... " содержится состав административного правонарушения.
Нахожу ходатайство главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. о восстановлении срока обжалования решения судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2017 года подлежащим удовлетворению в связи тем, что изначально жалоба за подписью председателя Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Пенкиной И.А. была подана в установленные сроки.
В судебном заседании председатель Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Пенкина И.А. поддержала доводы жалобы, защитник Хамидуллин Р.Н. полагал, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан следует, что
23 сентября 2016 года после планового рейдового осмотра территории городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан установлено следующее.
ООО " ... " не представлена информация о наличие у управляющей компании сборников для твердых коммунальных отходов, отсутствуют документы по закреплению территории под специальные площадки для сбора твердых коммунальных отходов. В результате твердые коммунальные отходы размещаются населением обслуживаемых управляющей компанией многоквартирных жилых домов на почве без твёрдого покрытия, без укрытия от атмосферных осадков, захламляя земельный участок. Твердые коммунальные отходы размещаются на контейнерных площадках на территории ГП адрес, а так же на земельном участке ГП адрес.
Обязанность по установке на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов закреплена за организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; крупногабаритные отходы старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организации по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Плановым рейдовым осмотром земельных участков городского поселения адрес, проведенным специалистами Белорецкого ТК
дата, установлено, что в шаговой доступности от жилых многоквартирных домов (МКД), обслуживаемых ООО " ... "
( адрес, 46, адрес, 25, 33, адрес, 3, 5, 7, 11, 15), расположены контейнерные площадки, где установлены контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО). При этом территории контейнерных площадок находятся в неудовлетворительном состоянии. Твердые коммунальные отходы размещены вне контейнеров, ветром разнесены на прилегающем земельном участке, вызвав его захламление. Кроме этих контейнерных площадок в микрорайонах, обслуживаемых ООО " ... ", места сбора ТКО отсутствуют.
Таким образом, у населения (МКД), обслуживаемых ООО " ... "
( адрес, 46, адрес, 25, 33, адрес, 3, 5, 7, 11, 15), нет другой возможности для размещения ТКО, как на существующих контейнерных площадках ГП адрес.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время городским поселением проводится работа по актуализации и дальнейшему утверждению схемы расположения земельных участков, на которых оборудованы контейнерные площадки, используемые для сбора и вывоза бытовых отходов организациями, обслуживаемыми жилищный фонд.
Из приведенного выше следует, что в настоящее время контейнеры, куда складирует ТКО население МКД, обслуживаемых ООО " ... ", не установлены ООО " ... " и ему не подконтрольны. То есть
ООО " ... " не исполнена обязанность по установке на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, чем нарушены требования пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Согласно статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 вышеназванной статьи запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" установлено, что при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, плитка и др.).
В нарушение вышеприведенных требований ООО " ... " не организованы места сбора твёрдых коммунальных отходов от жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, обслуживаемых Обществом, что приводит к размещению ТКО и крупногабаритных отходов непосредственно на земельных участках (на почве) без твёрдого покрытия, не защищенных от атмосферных осадков, т.е. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290 (ред. от 09 июля 2016 года) определены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 25 и 26 Перечня предусмотрены уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома; незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и коммунальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от
13 августа 2006 года N 491.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, -включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пп. д) п.11 Требований к содержанию общего имущества).
Согласно п.п. 1.8, 3.7, 5.9 Правил, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте, содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 03 октября 2008 года N 25080-СК/14 также следует, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
Из информации, размещенной на официальном сайте ООО " ... ", следует, что МКД по адресам: адрес, 46,
адрес, 25, 33, адрес, 3, 5, 7, 11, 15 на основании заключенных договоров управляются ООО " ... ". При этом в составе общедомового имущества отсутствуют объекты, предназначенные для сбора и вывоза ТКО от населения, проживающего в перечисленных МКД, что по утверждению административного надзорного органа свидетельствует о том, что управляющей компанией не организована на обслуживаемой территории работа по безопасному для окружающей среды обращению с ТКО.
Судья межрайонного суда сослался на то, что согласно договора об оказании услуг по вывозу (транспортированию) твердых коммунальных отходов от 01 июля 2016 года N 223, ООО " ... " (исполнитель) оказывает ООО " ... " (заказчику) услуги по регулярному вызову (транспортированию) с территории заказчика отходов производства и потребления, образуемых и накапливаемых в результате деятельности заказчика.
На основании чего, судья межрайонного суда сослался на то, что доказательств об обслуживании конкретных контейнерных площадок
ООО " ... " суду не предоставлено, суд считает, что в действиях
ООО " ... " отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Иных оснований для прекращения производства по делу судья межрайонного суда не привел.
Вышеприведенный вывод судьи межрайонного суда нахожу преждевременным, исходя из следующего.
Ссылка судьи межрайонного суда на заключенный с ООО " ... " (исполнитель) договор об оказании услуг по вызову (транспортированию) твердых коммунальных отходов от 01 июля 2016 года
N 223 не освобождает ООО " ... " от обязанности содержания мусоросборных контейнеров и контейнерной площадки в состоянии, отвечающем требованиям санитарного законодательства, поскольку согласно этому договору Заказчик (ООО " ... ") обязан содержать в чистоте и надлежащем техническом состоянии контейнерные площадки, а на Исполнителя (ООО " ... ") обязанность только осуществлять транспортирование отходов из мест временного накопления в согласованных сторонами объемах, зафиксированных в бланках-заказов
(л.д. 70-72). Однако, ООО " ... ", являясь организацией, занимающейся обслуживанием жилого фонда, осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, использовал нерациональные и неэффективные методы очистки мусоросборных контейнеров и контейнерной площадки, ненадлежащее организовал места сбора твёрдых коммунальных отходов от жилых помещений, что является нарушением положений по организации на обслуживаемой территории работы по безопасному для окружающей среды обращению твердых коммунальных отходов и образует состав административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2017 года, вынесенное в отношении ООО " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении подлежит отмене, жалоба главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Отменить решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2017 года, вынесенное в отношении
ООО " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Дело направить на новый судебный пересмотр в тот же суд.
Жалобу главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Абсалямова Т.А. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Исаков П.Г.
дело N 21-687/2017
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.