Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Абдуллине Р.В.,
с участием представителя Хаматдиновой Э.Р., действующей в интересах главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиева Р.Р.,
в отсутствие иных участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных о времени и месте судебного пересмотра судебным извещением согласно почтовых уведомлений (л.д. 54),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиева Р.Р. на решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года, которым:
постановление главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиева Р.Р. от 27 декабря 2016 года N 402, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено.
Производство по делу прекращено за малозначительностью, объявлено устное замечание,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиева Р.Р. от 27 декабря 2016 года N 402 Муниципальное унитарное предприятие Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. генерального директора Муниципального унитарного предприятия Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов Михайлова Л.М. подала жалобу в суд.
22 марта 2017 года судья вынес вышеприведенное решение.
Судьей Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан в данном решении допущена техническая ошибка, которая выразилась в том, что
по настоящему делу МУП Дюртюлинский КХП поставлено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в решении ошибочно указано - ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, главный специалист-эксперт Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиев Р.Р. выражает несогласие с решением судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года, полагая, что отсутствовали основания для признания настоящего административного правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Хаматдинова Э.Р., действующая в интересах главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиева Р.Р., поддержала доводы жалобы.
Остальные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке судебного пересмотра, в судебное заседание не явились.
Нахожу возможным провести судебный пересмотр в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя Хаматдинову Э.Р., прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что 21 декабря 2016 года в 16 час. 00 мин. в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении Муниципального унитарного предприятия Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов (далее - МУП Дюртюлинский КХП) по адресу: 452320, Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Василия Горшкова, 14, выявлено несоблюдение экологических требовании при обращении с отходами производства и потребления.
По результатам проверки государственным инспектором, главным специалистом-экспертом Нефтекамского территориального комитета Минэкологии РБ Валиевым P.P., в отношении МУП Дюртюлинский КХП возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности МУП Дюртюлинский КХП является выпечка хлебобулочных изделий. Для осуществления своей деятельности по выпечке хлебобулочных изделии, МУП Дюртюлинский КХП по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Василия Горшкова, 14, использует в хозяйственном ведении: одно 2-х этажное нежилое здание, общей площадью 1098,2 кв.м. (Свид-во права N 04 АД 175519), расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Василия Горшкова, 14. Имеет автотранспорт: ГАЗ-2705 (грузовой фургон цельнометаллический), государственный регистрационный знак В892КТ102, ВИС 23452-10 (грузовой фургон), государственный регистрационный знак Т042НО102.
Согласно статистической отчетности МУП Дюртюлинский КХП по форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за декабрь 2015 год и за октябрь 2016 год, МУП Дюртюлинским КХП произведено изделия хлебобулочные недлительного хранения 09,98 тонн (декабрь 2015 год) и 8 тонн(за октябрь 2016 года).
Для сбора отходов производства и потребления, в помещениях МУП Дюртюлинский КХП установлены пластмассовые мусорные ведра, металлический контейнер для сбора ртутьсодержащих ламп и металлический контейнер объемом 0,75 куб.м. Вывоз отходов производства и потребления согласно договора от 01 апреля 2016 года N 103 осуществляется
МУП "Коммунальник". Согласно Акта сверки взаиморасчетов за период 2015 год, МУП "Коммунальником" оказано услуг по транспортировке отходов на сумму 22 300,99 руб., за период 2016 год оказано услуг по перевозке отходов на сумму - 25000,99 руб.
Согласно журнала движения отходов МУП Дюртюлинский КХП и статистического отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2015 год, в результате деятельности МУП Дюртюлинский КХП образовался всего 65,5 тонн отходов, в том числе следующие отходы производства и потребления, отнесенные в соответствии с классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и зарегистрированным в Минюсте Pocсии 01.08.2014 N 33393, к пятому классу опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО - 40512202605), мусор и смет производственных помещений практический неопасный (код по ФККО - 73321002725).
В соответствии п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 12 марта 2008 года N 89-ФЗ, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.МУП Дюртюлинский КХП Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, что является нарушением п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 12 марта 2008 года N 89-ФЗ. МУП Дюртюлинский КХП возможность для разработки Проекта нормативов и лимитов на их размещение имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по разработке Проекта нормативов и лимитов на их размещение.
Ответственность за отсутствие Проекта нормативов образования и лимитов на их размещение несет МУП Дюртюлинский КХП.
Таким образом, несоблюдение требований п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 12 марта 2008 года N 89-ФЗ, послужило основанием для привлечения к административной ответственности Муниципального унитарного предприятии Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов по ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как юридического лица.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность
МУП Дюртюлинский КХП в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, МУП Дюртюлинский КХП совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 указанного Кодекса.
Порядок и срок привлечения МУП Дюртюлинский КХП к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Изменяя постановление должностного лица и освобождая
МУП Дюртюлинский КХП от административной ответственности, судья районного суда пришел к выводу о малозначительности совершенного предприятием административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (в ред. от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Однако, в данном случае, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП Дюртюлинский КХП не имеется, поскольку совершенное предприятием административное правонарушение существенно нарушает общественные отношения в области охраны окружающей среды, а именно, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий.
Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к неверному выводу о том, что вывоз отходов производства и потребления из МУП Дюртюлинский КХП осуществляется МУП "Коммунальщик" на основании договора оказания услуг по транспортировке отходов от 01 апреля 2016 года N 103, на МУП Дюртюлинский КХП ведется учет отходов, в отходы входят, в том числе бумага и картон от канцелярской деятельности, мусор и смет производственных помещений, отнесенные к пятому классу опасности, практически не опасному, являются достаточными основаниями для признания деяния малозначительным. Указанные обстоятельства в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть основанием для рассмотрения вопроса о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, задачи административного производства, предусмотренные ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда не выполнены, допущенные процессуальные нарушения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, не позволили всесторонне, полно и объективно пересмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года, которым Муниципальное унитарное предприятие Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело направлению на новый судебный пересмотр в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Отменить решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2017 года, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело направить на новый судебный пересмотр в тот же суд.
Жалобу главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Валиева Р.Р. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Крамаренко Е.Г.
дело N 21-702/2017
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.