Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Куловой Г.Р.
Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Богдановой М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хусаиновой Ф.Г. на решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 марта 2017 г., которым постановлено:
исковые требования Хусаиновой Ф.Г. удовлетворить частично.
Признать решение ГУ УПФ РФ в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан N1566351/16 от 12.12.2016 года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части не включения в специальный стаж Хусаиновой Ф.Г. периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и включения в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по беременности и родам в календарном исчислении.
Включить в специальный страховой стаж Хусаиновой Ф.Г. периоды обучения на курсах повышения квалификации трудовой деятельности: с 25.12.2002 по 07.03.2003, с 27.02.2008 по 04.03.2008, с 19.03.2008 по 28.03.2008, с 21.10.2013 по 25.10.2013, с 12.11.2013 по 22.11.2013, всего в календарном исчислении 3 месяца 12 дней.
Период с 29 сентября 1997 года по 15 февраля 1998 года отпуск по беременности и родам Хусаиновой Ф.Г. исчислить в льготном исчислении из расчета 1 год работы как за 1 год 3 месяца, что составит 1 месяц 4 дня.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хусаинова Ф.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кармаскалинском районе Республике Башкортостан о признании права на досрочную трудовую пенсию, мотивируя его тем, что решением ответчика от 12.12.2016 г. N1566351/16 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа лечебной и иной деятельности но охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, при этом ответчик в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не засчитал период работы в АКХ имени Салавата Кармаскалинского района РБ с 12.03.1993 по 20.04.1997, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просила обязать ответчика включить указанные периоды в специальный трудовой стаж, назначить пенсию с 12 декабря 2016г.
Судом принято вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Хусаинова Ф.Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, указав, что в период работы в АКХ имени Салавата Кармаскалинского района РБ с 12.03.1993 по 20.04.1997 она обслуживала население деревни Карламан.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хусаинову Ф.Г., ее представителя Исхакову Л.Р., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01 января 2015 г.), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 названного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность но охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в бесспорном порядке в специальный стаж Хусаиновой Ф.Г. с учетом работы в сельской и городской местности пенсионным органом засчитано 22 года 10 месяца 14 дней.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, решение суда в этой части сторонами не обжаловано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы истца в должности медицинской сестры АКХ имени Салавата Кармаскалинского района Республики Башкортостан с 12.03.1993 по 20.04.1997, исходя из того что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют медицинские сестры при осуществлении работы в учреждениях здравоохранения, данными списками право на досрочное пенсионное обеспечение при работе в должности медицинской сестры в "Ассоциация крестьянского хозяйства" не предусмотрено.
Действовавшими ранее Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, было предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, работающие в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности, и фельдшеры, работающие в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях.
Указанными выше Списком и Перечнем также не предусмотрено наименование такого учреждения здравоохранения, как "Ассоциация крестьянского хозяйства".
В заседании судебной коллегии Хусаинова Ф.Г. пояснила, что заработную плату ей выплачивал колхоз, данные пояснения также подтверждаются материалами дела (л.д. 10).
Таким образом, доказательств, позволяющих отождествить работу истицы в оспариваемый период с работой в тех учреждениях, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что, разрешая дело, суд в полном объеме определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и направлены на переоценку представленных доказательств, что не может являться основанием к отмене решения суда. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хусаиновой Ф.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Г.Р. Кулова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Минеева В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.