Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Куловой Г.Р. и
Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СРЖ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, по апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по доверенности СРЖ на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., объяснения представителя СРЖ по доверенности СРЖ о законности решения суда,
установила:
СРЖ обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого дома по адресу: адрес, который расположен на спорном земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в чем истцу было отказано.
Считая отказ незаконным, истец обращается в суд с настоящим иском, просит: обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по цене в размере ...
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования СРЖ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан заключить с СРЖ договор купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по цене в размере ...
В апелляционной жалобе Администрации городского округа адрес ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права. В обосновании жалобы указано, дата УЗР Администрации ГО адрес РБ отказано в представлении в собственность СРЖ земельного участка в связи с тем, что земельный участок находится в границах красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд. При наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд указанные земельный участок не может быть предоставлен в собственность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет, наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора
аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования
земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет
проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется
образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не
требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его
границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при
наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16
настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном
решении должны быть указаны все основания отказа.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие - либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности истцу СРЖ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии адрес от дата.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: адрес.
Как усматривается из договора аренды земельного участка N ... от дата, спорный земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. предоставлен СРЖ в аренду для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек. Земельный участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его использования по целевому назначению.
В материалах дела имеется копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, согласно которому земельный участок по адресу: адрес, площадью ... кв.м. отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек. Земельный участок полностью входит в зону: жилая зона (Ж-1), санитарная зона охраны водозаборов, 3 пояс.
Как усматривается из выписки из ЕГРПН Управления Росреестра по РБ на спорный земельный участок от дата, какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок, кроме аренды, не зарегистрированы, правопритязания отсутствуют. Отметка в ЕГРПН о наличии решений об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд отсутствует.
дата истец обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес РБ с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату.
Как усматривается из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан N С-7225 от дата, принято решение об отказе в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка на том основании, что он расположен в границах красных линий, то есть является земельным участком общего пользования, что в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует предоставлению земельного участка в собственность. А также на основании решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О резервировании земельных участков в границах городского округа адрес Республики Башкортостан", испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые зарезервированы для муниципальных нужд, то есть спорный земельный участок отнесен законом к землям, ограниченным в обороте, не может быть предоставлен в частную собственность.
Суд первой инстанции, исходя из положений ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ, ст.56 ЗК РФ, п.5 ст.27 ЗК РФ, пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок не имеет какие - либо обременения.
При этом суд, исследовал кадастровый паспорт указанного земельного участка.
Как усматривается из кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, выписки из ЕГРПН Управления Росреестра по РБ, ограничение прав на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, какие-либо другие ограничения, препятствующие в соответствии с законом приобретению земельного участка в собственность, не зарегистрированы.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные СРЖ требования и возложена обязанность на ответчика по передаче ей за плату земельного участка.
Суд правомерно исходил из положений п.6 ст.27 ЗК РФ, п.6 ст.56 ЗК РФ, и пришел к обоснованному выводу, что решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок включен в перечень земельный участков, который расположен в границах резервируемых земель, согласно приложению N 2 к решению Совета городского округа город Уфа РБ N 41/6 от 28.01.2015г., судебная коллегия находит несостоятельными. Данный довод судом первой инстанции проверен, и установлено, что спорный земельный участок в указанный перечень не включен.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по доверенности СРЖ без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Г.Р. Кулова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Бикчурина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.