Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Богдановой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ризванова А.Р. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро N ... - филиал Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом,
по апелляционной жалобе Ризванова А.Р. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
установила:
Ризванова А.Р. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России), Бюро N N ... - филиал Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать его инвалидом.
Иск мотивирован тем, что дата. Бюро N ... филиал ФКУ "Главного Бюро МСЭ по Республике Башкортостан" истцу было отказано в установлении инвалидности. Не согласившись с решением, истец обжаловал его в Экспертный состав N ... ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан", который решением от дата отказал Ризванову А.Р. в установлении инвалидности. Данное решение тоже было обжаловано в Экспертный состав N ... общего профиля ФГБУ ФБ Минтруда России, который дата. также отказал ему в установлении инвалидности. Указанные решения истец считает незаконными и необоснованными, полагая, что у него имеются все основания для установления ему группы инвалидности, просил суд признать незаконными решение бюро N ... - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан от дата. об отказе в установлении группы инвалидности (акт и протокол МСЭ N ... ), решение экспертного состава N ... ФКУ ГБ МСЭ по Республике Башкортостан Минтруда России от дата (акт и протокол МСЭ N ... ) об отказе в установлении инвалидности истца, решение экспертного состава N ... общего профиля Федерального бюро МСЭ Минтруда России от дата (акт и протокол МСЭ N ... ) об отказе в установлении инвалидом истца, назначить проведение экспертизы на установление Ризванову А.Р. группы инвалидности, признать Ризванова А.Р. инвалидом и установить группу инвалидности. Взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы..
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 ноября 2016 г. постановлено:
в удовлетворении иска Ризванова А.Р. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Бюро N5 - филиал Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации о признании незаконным решения бюро N ... -филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан от дата. об отказе в установлении группы инвалидности (акт и протокол МСЭ N ... ), признании незаконным решения экспертного состава N ... ФКУ ГБ МСЭ по Республике Башкортостан Минтруда России от дата (акт и протокол МСЭ N ... ) об отказе в установлении инвалидности Ризванову А.Р., признании незаконным решения экспертного состава N ... общего профиля Федерального бюро МСЭ Минтруда России от дата (акт и протокол МСЭ N ... ) об отказе в установлении инвалидом Ризванову А.Р., назначении проведения экспертизы на установление Ризванову А.Р. группы инвалидности, признании Ризванова А.Р. инвалидом и установлении группы инвалидности, взыскании с ответчиков судебных расходов - отказать.
В апелляционной жалобе Ризванов А.Р. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной медико-социальной экспертизы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Ризванова А.Р.- Ризванова Р.А., Назарову И.В., представителя ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Турпак Н.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, дата. Ризванов А.Р. освидетельствован в бюро N ... Установлены умеренные нарушения статодинамических функций, из ограничений категорий жизнедеятельности -передвижение 1 степень. Установлена категория ребенок-инвалид до 18 лет.
дата. по заявлению на установление группы инвалидности и разработки ИПР Ризванов А.Р. освидетельствован в бюро N ... -филиале (для взрослых) ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России. Диагноз Основное заболевание М89.5 Юношеский эпифизеолиз головки левого бедра. Состояние после операции (закрытая репозиция, операция фиксации головки левого бедра 2 канюлированными винтами, удаление винтов дата.). Укорочение левой нижней конечности на 3 см. Коксартроз слева 1ст. НФС 2ст. Компенсированный левосторонний поясничный коксоартроз 1 ст. Незначительно выраженные статодинамические нарушения. Сопутствующее заболевание ВСД с гипертензионным синдромом. Ангиопатия сетчатки. Выявлено незначительное нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с" движением (статодинамических функций) - 30%, максимально выраженное в % стойкое нарушение функции организма человека 30 %, суммарная оценка степени нарушения функции организма человека 30%. Инвалидность не установлена. Составлен акт и протокол N ...
дата. Ризванов А.Р. освидетельствован экспертным составом N ... ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России в порядке обжалования бюро N ... Составлен акт и протокол освидетельствования N ... Инвалидность не установлена. На основании данных осмотра, анализа документов, данных лечебных учреждений было выявлено нарушение здоровья со стойкими незначительными расстройствами статодинамических функций, что не приводит к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не дает оснований для установления инвалидности в соответствии с действующим законодательством.
дата. в порядке обжалования заочно освидетельствован в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России экспертном составе N ... общего профиля. Составлена выписка из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина от дата. N ... Основное заболевание Ml6 Юношеский эпифизиолиз головки левой бедренной кости. Закрытая репозиция, фиксация головки 2 каннюлированными винтами от дата. Удаление винтов дата. Коксартроз слева Rg-Зст. Коксартроз слева Rg-Зст. НФС-Ист. Осложнения основного заболевания: укорочение левой нижней конечности на 3 см. Компенсаторный левосторонний сколиоз. Сопутствующее заболевание: Расстройство вегетативной нервной системы с гипертензионным синдромом. Выявлены незначительные нарушения статодинамических функций 30%, суммарная оценка степени нарушения функции организма 30% (незначительные). Инвалидность не установлена. По результатам заочной МСЭ на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов выявлены незначительные нарушения статодинамических функций организма, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты и не дают основания для установления инвалидности.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2017 г. назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области" Минтруда России.
Из заключения экспертов ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области" Минтруда России N ... от дата. следует, что результате комплексной оценки (объективного осмотра и анализа медицинских документов), у Ризванова А.Р. выявлено нарушение здоровья с 1 степенью выраженности стойких нарушений статодинамических функций, что не приводит к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требует мер социальной защиты, не является основанием для установления инвалидности, согласно "Правилам признания лица инвалидом"(утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 ) и согласно "Квалификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными медико-социальными учреждениями медико-социальной экспертизы" (утв. Приказом Минтруда России N1024н от 17.12.2015г.), пункт приложения -13.2.4.32 (максимально выраженное нарушение функций организма - 30%)(л.д. 245-246).
Судебная коллегия исходит из того, что заключение экспертов N ... от дата. является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для установления группы инвалидности Ризванову А.Р., в связи с чем обоснованным является решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении его исковых требований к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Минтруда России, Бюро N ... - филиал ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации ФГБУ "Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении настоящего гражданского дела, которые являлись бы основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ризванова А.Р. без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи: Г.Р. Кулова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Турьянова Т.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.